Союз с множеством неизвестных
Вообще на совещании глава государства сделал весьма грамотные замечания. Они касались экономической выгоды вступления Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Но если ранее чиновники регулярно приводили доводы обоснованности такого вступления, а «Ежедневник» неоднократно просил экономистов подискутировать на тему пользы или вреда Таможенного союза для страны, то теперь выяснилось, что предмет дебатов весьма размыт и аморфен. Ведь ранее предполагалось, что, вступая в союз, Беларусь знает, что делает. Оказывается, это не совсем так.
В частности, президент констатировал, что на сегодняшний день нет никакой ясности ни по вопросу об отмене экспортных пошлин на нефть, которые применяет Россия, ни по единому ценообразованию на природный газ и другие энергоресурсы на территории Таможенного союза. «Доводы о том, что эти вопросы будут урегулированы потом в рамках единого экономического пространства, неубедительны. Никаких заверений, клятв и обещаний не принимается. Решать должны сейчас. Мы должны видеть конкретные решения», – сказал глава государства.
По его словам, нет ясности и в том, как будут распределяться между бюджетами трех государств таможенные пошлины за импортируемые товары из третьих стран. Не понесет ли бюджет Беларуси потери в связи с использованием такого варианта? Чем могут быть компенсированы упущенные выгоды при участии в Таможенном союзе, сформированном преимущественно на условиях российской стороны?
Кроме того, у Александра Лукашенко есть вопросы по Единому таможенному тарифу, который планируется ввести в действие с 1 января 2010 года. Сделаны ли четкие расчеты и анализ по каждому направлению и по каждой товарной позиции на предмет возможных выгод или потерь? Проведена ли работа с белорусскими организациями и предприятиями по учету их интересов и подготовки к новым условиям хозяйствования?
То есть ключевые вопросы до сих пор не решены. В то же время в конце ноября в Минске на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС планируется подписание документов, которые должны положить начало функционированию Таможенного союза. Получается, что времени на детализацию всех нюансов уже практически нет.
Разумеется, у правительства имеются предложения по всем поставленным главой государства вопросам. Но насколько они приемлемы для России и Казахстана? А если не приемлемы, то будут ли спорные моменты решаться методом простого голосования?
Александр Лукашенко предупредил, что по многим вопросам Россия и Казахстан будут выступать консолидированно, ведь у них имеется углеводородное сырье. Проще говоря, интересы этих стран могут идти вразрез с интересами Беларуси. А если Таможенный союз не снизит для Беларуси остроту проблемы по цене поставок энергоресурсов, то зачем нам такой союз?
Примечательно, что и чиновники, и президент при разговорах о Таможенном союзе упорно стараются обходить тему растаможки автомобилей, которая активно муссируется в обществе. Похоже, что они действительно пока не знают, по какому сценарию будет происходить передел пошлин. Вполне вероятно, что автомобильная тема может быть положена на алтарь государственных интересов, если вариант энергопоставок в рамках ТС для Беларуси будет удобоваримый. Но она также может быть поднята в качестве одной из причин белорусского демарша, если интересы России и Казахстана окажутся доминирующими. А о том, что подобный демарш (или отсрочка ряда связанных с Таможенным союзом новаторств) вероятен, свидетельствуют многочисленные вопросы и сомнения президента.