Минск между Москвой и Брюсселем
Партнерам Белоруссии придется искать нестандартные внешнеполитические решения
Антон Ходасевич
В эти дни Евросоюз примет решение в отношении высшего белорусского руководства – снова запретить им выезд в Европу, просто разрешить или разрешить с условием. Ситуация на сегодняшний день такова, что за этим решением стоит перспектива дальнейших отношений Минска и Брюсселя. Импульсивный президент Александр Лукашенко уже не один раз предупреждал: если не отменят санкции, то наметившееся потепление в отношениях снова сменится арктическим холодом. «Если вы их (визовые санкции) опять продлите, то мы будем это воспринимать как попытку снова нас подвесить и что-то из нас выжать. Это контрпродуктивно и бесперспективно», – заявлял Лукашенко в октябре, встречаясь в Минске с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом. «Мы не можем согласиться на такую политику», – предупредил Лукашенко. Этот тезис в различных вариациях президент Белоруссии озвучивал для любого приезжего из Европы, включая журналистов.
И если в начале года Лукашенко выполнил условия ЕС, которые казались невероятными, в частности отпустил на свободу всех, кого в Европе считали политзаключенными, включая своего соперника по президентской гонке Александра Козулина, то теперь Минск отказывается выполнить даже самые простые условия ЕС. К числу таковых эксперты относят пожелание ПАСЕ ввести мораторий на смертную казнь. В обмен на это белорусскому парламенту обещали вернуть статус специально приглашенного в этой организации, но и это Минск делать не стал, прикрываясь волеизъявлением народа, который в свое время на референдуме проголосовал за сохранение высшей меры наказания. Более того, Лукашенко заявил, что строго приказал своим министрам, чтобы они «под этот момент ничего не делали». Свою позицию белорусский президент мотивирует тем, что «Белоруссия нужна Европе», а поэтому сотрудничать с ней должны без всяких условий. Хотя, надо признаться, что все же какие-то подвижки под давлением ЕС идут, несмотря на внешнюю браваду президента, желающего оставаться независимым политиком. Так, на прошлой неделе он пообещал, что учтет пожелания ОБСЕ при реформировании избирательного законодательства.
Местные эксперты и политики соглашаются с тем, что ЕС не обманет надежд Александра Лукашенко. Есть все основания полагать, что в этот раз действие санкций в отношении высшего руководства страны возобновлено не будет. В противном случае это означало бы отход от политики постепенного втягивания Белоруссии в демократию. Во-первых, европейская бюрократическая машина не столь расторопна, чтобы в одночасье повернуть вспять. Во-вторых, Европа действительно озабочена вопросами расширения своего геополитического влияния. «Восточное партнерство», в которое вовлечены такие разные страны, как Грузия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, яркое тому доказательство. Как хитрый и умелый популист Лукашенко в полной мере использует все так называемые слабости ЕС.
Нельзя сказать, что Белоруссия уж очень много и сразу получила от новой европейской политики: в страну не хлынули иностранные инвестиции, ее не вернули в Обобщенную систему преференций, не подешевели визы для белорусов (60 евро в настоящее время), не начали поступать деньги в рамках «Восточного партнерства».
Единственным «вещественным» достижением нового этапа можно считать получение кредита МВФ, что в условиях кризиса было весьма кстати и позволило удержать белорусскую экономику от обвала. В то же время все вышеупомянутые вопросы обсуждаются и перспектива их решения с пользой для Белоруссии весьма реальна.
Конечно, Белоруссии хотелось бы получать дивиденды и на Западе, и на Востоке, о чем также постоянно говорит Лукашенко. Его нынешняя политика лавирования между Россией и Европой – яркое тому доказательство. И это было бы возможно, если бы не взаимоисключающие «пожелания» потенциальных партнеров. Россия готова поддерживать Белоруссию дешевым газом, нефтью и широтой своих рынков, но взамен хочет геополитической преданности и, если верить Лукашенко, желает видеть союзницу в составе своей державы. Для Лукашенко – это потеря власти. Ведь быть руководителем субъекта Федерации и гордым и независимым президентом страны – это совершенно разные вещи.
В качестве доказательства преданности Россия хотела бы, чтобы Белоруссия вслед за ней признала независимость Абхазии и Южной Осетии. ЕС же, напротив, считает такой шаг нежелательным. Вот и приходится белорусскому президенту обещать Москве, что признает, а Брюсселю – противоположное. При нынешнем раскладе сил признания не будет, практически единодушны эксперты в Минске, хотя и не исключают, что такое возможно при определенных обстоятельствах.
Как-то Александр Лукашенко признался, что сотрудничество с ЕС более привлекательно для Белоруссии, чем с Россией, так как Европа не требует сдачи независимости и даже не настаивает на продаже ей белорусских заводов и фабрик. Как показали события последнего времени, там даже готовы смириться с некоторыми особенностями методов управления Лукашенко. Зато Европа выдвигает другие требования, которые, по мнению белорусских негосударственных экспертов, невыполнимы. Речь идет о демократических реформах, среди которых проведение свободных выборов, свобода СМИ и соблюдение прав человека во всех ее проявлениях, а также приватизация и либерализация экономических отношений. Однако при осуществлении реформ есть все основания предполагать, что раскрепощенное белорусское общество не станет выбирать Александра Лукашенко своим президентом, а это значит, что выполнение всех этих условий также приведет бессменного белорусского лидера к потере власти. Поэтому пойти «далеко в Европу» Лукашенко тоже не сможет, как бы он ни пугал этим Россию.
Все сказанное значит, что он не откажется от «политики качелей» добровольно и будет ее придерживаться до тех пор, пока Россия и Европа будут позволять. Вероятно, от них потребуются нестандартные решения.