Прокуратура сообщила о самых коррупционных министерствах
Генеральным прокурором Республики Беларусь Г.А. Василевичем направлена информация премьер-министру страны с анализом состояния коррупционной преступности и тенденциями ее развития.
Со времени вступления в силу Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией», в котором определены функции системы государственных органов, как активных участников проведения антикоррупционной политики Республики Беларусь, динамика коррупционной преступности в органах, подчиненных правительству Республики Беларусь, практически не изменилась, что подтверждается статистическими данными, сообщает Генеральная прокуратура.
В системах министерств в 2007 году зарегистрировано 915 коррупционных преступлений, что составляет 29,6% от общего количества, 2008 году - 854 преступления (31,2%), за 9 месяцев 2009 г. – 912 (32,3%).
Наиболее подверженными коррупции на протяжении нескольких лет остаются министерства транспорта и коммуникаций, архитектуры и строительства, образования, сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, энергетики, Белкоопсоюз.
Значительный удельный вес в структуре коррупционной преступности занимают служебные подлоги, хищения путем злоупотребления служебными полномочиями и взяточничество.
Результаты прокурорских проверок указывают, что министерствами малоэффективно реализуются организационно-практические мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции, в связи с чем не снижается уровень коррупционной преступности.
Советом Министров Республики Беларусь не налажены на должном уровне в подчиненных органах планирование и координация деятельности по борьбе с коррупцией, а также противодействие коррупции мерами ведомственного контроля, системная работа по обеспечению соблюдения ограничений, специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления, кадровая работа, правовая регламентация деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией.
Созданные в министерствах специальные антикоррупционные комиссии не всегда надлежащим образом выполняют возложенные задачи, работу по предупреждению коррупции в подведомственных организациях не координируют, действенные меры по устранению причин и условий, способствующих коррупции, не принимают.
Факты формализма в деятельности комиссий установлены в ходе проверок Министерства энергетики, Министерства торговли, Государственного комитета по имуществу и ряда иных органов государственного управления, в которых состояние коррупции в подведомственных организациях, тенденции ее развития, причины и условия, ей способствующие, не анализировались, координация работы подведомственных организаций по противодействию коррупции не обеспечивалась.
Не в полной мере удовлетворяет предъявляемым требованиям деятельность министерств по противодействию коррупции методами ведомственного контроля. Качество и результативность ведомственных проверок нередко заслуживают серьезной критики.
Поверхностный характер плановых ревизий обусловливает возможность совершения противоправных деяний на протяжении многих лет.
Примером могут служить уголовные дела, возбужденные по фактам хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в период с 2003 г. по 2007 г. бюджетных средств в размере более 270 млн. рублей должностными лицами бухгалтерий управлений образования администраций районов г.Минска. Данные структурные подразделения неоднократно подвергались ведомственным ревизиям, однако из-за отсутствия комплексности и неиспользования метода встречных проверок факты противоправных деяний не были выявлены.
Ревизионной службой Минстройархитектуры не переданы в правоохранительные органы материалы ревизий строительно-монтажных трестов, где обнаруживались факты незаконных выплат заработной платы на сумму более 300 млн. рублей. Конкретные обстоятельства и причины незаконных выплат, а также виновные в этом лица не определялись.
Низкое качество ведомственных ревизий характерно для Госкомимущества, Минпрома, концерна «Белгоспищепром».
Ревизорами Минтранса и Минстройархитектуры, Минэнерго и некоторых других ведомств недостаточно глубоко и всесторонне анализировалось соблюдение законности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств, что влекло злоупотребления, хищения и другие нарушения, сопряженные с уголовной ответственностью.
Примером являются уголовные дела, возбужденные в отношении должностных лиц РУП "Минскэнерго" по фактам злоупотреблений, допущенных в ходе закупок дорогостоящего оборудования.
Следует отметить, что, по мнению прокуратуры, реформирование законодательства путем упрощения порядка проведения государственных закупок при условии одновременного усиления ведомственного контроля за ходом закупок и повышения ответственности должностных лиц за рациональное и эффективное расходование государственных средств не должно повлечь роста коррупционных и иных преступлений в сфере государственных закупок.
Недостаточна роль ряда министерств в защите экономических интересов государства и предупреждении коррупции при осуществлении владельческого надзора за деятельностью хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь.
Вследствие ненадлежащего исполнения представителями государства возложенных на них обязанностей хозяйственные общества необоснованно списывают на убытки значительные суммы дебиторской задолженности, неправомерно выплачивают должностным лицам премии, надбавки, материальную помощь.
Действующие системы владельческого надзора в акционерных обществах не всегда позволяют эффективно защищать экономические интересы государства и создают предпосылки для совершения правонарушений коррупционной направленности.
Представители государства не в полной мере владеют информацией о производственно-хозяйственной деятельности акционерных обществ. Имеют место случаи пассивного участия отраслевых и функциональных управлений министерств в рассмотрении вопросов, касающихся деятельности акционерных обществ, что приводит к неосновательным выплатам премиальных вознаграждений, надбавок к должностным окладам руководителей обществ, их заместителей, а нередко к ущемлению экономических интересов государства.
Повсеместно в системах проверяемых министерств выявляются нарушения порядка истребования, проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе и письменных обязательств по недопущению коррупции. Не практикуется предоставленное законодательством право инициирования нанимателем проведения проверок достоверности сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, что приводит к незаконным фактам получения денежных вознаграждений государственными должностными лицами.
По-прежнему в системах подчиненных Правительству министерств распространены такие опасные формы коррупции, как взяточничество и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, которые нередко совершаются непосредственно руководителями.
Так, начальник Бобруйской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, принял от индивидуального предпринимателя в качестве взятки 30 000 долларов США.
При этом одних усилий правоохранительных органов по противодействию коррупции, как показывает зарубежный опыт, недостаточно. Требует существенной активизации участие Правительства Республики Беларусь, руководителей и аппаратов министерств и государственных комитетов в решении данной проблемы. Должен проводиться постоянный анализ состояния работы по предупреждению коррупционной преступности не только правоохранительными, но и указанными органами, должностными лицами. Каждый факт правонарушения должен быть поводом для выяснения причин и условий, способствовавших их совершению.
О неудовлетворительном состоянии противодействия коррупции в системах подчиненных Правительству министерств неоднократно сообщалось Генеральной прокуратурой. До настоящего времени изменение ситуации в данном направлении не достигнуто.
В соответствии с резолюцией Президента Республики Беларусь от 10.03.2009 №16/401-84 Совету Министров поручалось устранить нарушения, выявленные в результате проведенных органами прокуратуры проверок и изложенные в докладной записке по итогам 2008 года. Вместе с тем соответствующие меры предприняты не были, системная работа по борьбе с коррупцией по-прежнему не ведется либо осуществляется без учета предъявляемых требований со стороны Главы государства, изменения экономической ситуации, а также иных обстоятельств, влияющих на уровень коррупции.
По эффективности противодействия коррупционным правонарушениям, уровню законодательного обеспечения Республика Беларусь на постсоветском пространстве выглядит достойно. Вместе с тем с таким явлением, как коррупция, необходимо вести постоянную и решительную борьбу.
С учетом изложенного генеральным прокурором Республики Беларусь Г.А. Василевичем направлена информация Премьер-министру Республики Беларусь Сидорскому С.С., в которой указано на необходимость постоянного противодействия коррупционным устремлениям в системе подчиненных органов, обеспечение надлежащей координации этой работы и единообразной практики применения антикоррупционного законодательства.
Кроме того, генеральным прокурором предложено разработать отраслевые программы по борьбе с коррупцией, которые позволят обеспечить эффективность практических мер по противодействию коррупции в отдельных отраслях экономической деятельности, республиканских органах государственного управления и организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь; принять меры, обязывающие министерства, иные республиканские органы государственного управления проводить обязательную оценку принимаемых нормативных правовых актов на предмет возможного наличия в них норм коррупциогенного характера; установить единый подход к основаниям и периодичности проведения в государственных органах и организациях проверок достоверности сведений, указываемых обязанными лицами в декларациях о доходах и имуществе, а также соблюдения государственными должностными лицами требований, предусмотренных статьями 16 и 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»; разработать критерии оценки эффективности антикоррупционных мероприятий, проводимых органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, в рамках их участия в борьбе с коррупцией; установить обязательное систематическое заслушивание в правительстве руководителей министерств и других подчиненных организаций о результатах работы по противодействию коррупции; разработать перечень государственных должностей и должностей по государственной службе, а также службе в государственных организациях, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, судимых за коррупционные преступления или подвергавшихся административным либо дисциплинарным взысканиям за коррупционные правонарушения, а также определить процедуру назначения на такие должности, предусматривающую проверку кандидатов на их замещение на предмет соответствия указанным требованиям; продолжить разработку комплекса мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) государственными организациями как за счет бюджетных, так и собственных средств.
Одновременно Совету Министров на постоянной основе необходимо осуществлять комплексные меры антикоррупционного характера в тех отраслях и сферах жизнедеятельности государства, в которых имеются наиболее благоприятные условия для коррупции, а также исходя из складывающихся экономических предпосылок для коррупционных проявлений.