Обещан "либеральный климат"
26.10.2009
—
Новости Политики
Такие комментарии появились после встречи 20 октября президента Беларуси Александра Лукашенко с главой Центризбиркома Лидией Ермошиной.
Глава государства высказался против изменения Конституции "по требованию Европы, Америки, восточных соседей", но согласен на некоторую либерализацию избирательного законодательства.
"Если в рамках этих законов можно сделать наибольший либеральный климат (а мы имеем опыт), мы с вами должны это сделать, чтобы нас, опять же, не упрекали в том, что мы узурпировали власть, что тут диктатура и мы проводим выборы так, как надо нам. Этого быть не должно. Поэтому я сторонник самых либеральных выборов", - заявил А. Лукашенко.
Впрочем, менять Основной Закон иностранные партнеры не просят. Часть белорусской оппозиции хотела бы сама или подозревает власти в изменении избирательной системы - с сегодняшних мажоритарных округов на выборы по партийным спискам. В этом случае как раз требуется изменение Конституции.
По итогам выборов в Палату представителей в 2008 г. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ предложило белорусским властям обсудить изменение избирательного законодательства в соответствии со стандартами ОБСЕ.
Белорусские власти согласились, тем более что диалог с БДИПЧ ОБСЕ по улучшению избирательного законодательства был объявлен одним из критериев оценки Евросоюзом целесообразности продления, замораживания или восстановления санкций.
Впрочем, последний контакт официального Минска с БДИПЧ был в мае 2009 г., и у бюро сложилось впечатление, что никаких подвижек по вопросу изменения избирательного законодательства в Беларуси не наблюдается (см. "БР" № 41/2009). Белорусские власти оперативно решили изменить негативное впечатление на позитивное.
Как рассказала Л. Ермошина в интервью БелаПАН, Центризбирком предлагает законодателю учесть предложение ОБСЕ по обеспечению гарантий вхождения политических партий и неправительственных организаций в избирательные комиссии. "Будут установлены определенные параметры для представительства политических партий, а также ограничено количество в них государственных чиновников", - сказала глава Центризбиркома.
Обещано также упрощение процедуры выдвижения кандидатов - как от политических партий, так и путем сбора подписей. Также поддержано предложение ОБСЕ о проведении дебатов между кандидатами, совместных выступлений кандидатов в депутаты, использовании ими дополнительных средств, упрощении порядка предвыборных встреч с избирателями в виде массовых собраний, пикетов, а также предложено сделать более эффективной судебную защиту избирательных прав.
Есть еще одна новация - возможность создания финансовых фондов кандидатов в президенты и в депутаты Палаты представителей.
"Фонды будут формироваться за счет личных перечислений кандидатов, поступлений спонсоров, прежде всего организаций Республики Беларусь и граждан, в частности коммерческих структур. Не вправе будут перечислять средства в такие фонды иностранные граждане и организации, предприятия с иностранными инвестициями, а также структуры, которые финансируются из государственного бюджета", - сообщила глава Центризбиркома агентству БЕЛТА.
По словам Л. Ермошиной, привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию. "Таким образом, избирательная кампания пойдет живее. Кандидаты смогут проводить более яркую агитационную кампанию", - подчеркивает глава Центризбиркома.
Кроме того, предполагается, что будет упразднен барьер явки избирателей на выборах в местные Советы. "Это означает, что выборы депутатов в местные Советы будут признаваться состоявшимися при любой явке избирателей", - пояснила Л. Ермошина. При этом она подчеркнула, что данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентские и президентские кампании.
Правда, глава Центризбиркома не гарантирует, что все эти новации будут поддержаны законодателем. По ее словам, поправки в Избирательный кодекс необходимо принять в пределах работы текущей сессии Палаты представителей, которая закрывается в 20-х числах декабря. "После этой даты изменять законодательство поздно, так как изменения не смогут быть использованы на грядущих местных выборах. То есть все необходимые процедуры по изменению законодательства должны быть сделаны в течение 2009 года", - утверждает Л. Ермошина.
У оппозиции разделились мнения относительно оценок обещанной либерализации избирательного климата. Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько в интервью радио "Свобода" назвал это "хоть маленькой, но победой оппозиции". В то же время Владимир Лабкович, член экспертной группы Объединенных демсил, которая готовила свои предложения как для Центризбиркома, так и для БДИПЧ, предположил, что "даже если председатель Центризбиркома сможет провести в жизнь свои предложения, это будет не то, что мы ожидали".
Депутат одного из местных Советов предыдущего созыва и потенциальный кандидат в президенты на будущих выборах Алесь Михалевич в интервью "БР" высказал мнение, что "правящий режим сможет показать относительную демократичность местных выборов, включая прозрачность процедур, ничего при этом не меняя, так как наши местные Советы практически ничего не решают. Настоящим испытанием на либерализм будут президентские выборы".
Глава рабочей группы ОДС по подготовке к предстоящим президентским выборам, член политсовета ОГП Лев Марголин в интервью "БР" напрямую увязал заявления о либерализации избирательного климата с отношениями с ЕС: "В середине ноября Совет ЕС будет рассматривать вопрос о санкциях. На условия избирательной кампании обращается пристальное внимание, и это то, что давно обещано Европе".
Комментируя предложенные Л. Ермошиной новации, Л. Марголин сказал: "Мы не ожидали каких-то революционных изменений, но предполагали, что сдвиги будут, причем быстрые, потому что есть ощущение, что власть старается провести местные выборы более или менее пристойно".
При этом политик отметил, что в нашей ситуации "все зависит чаще всего не от законов, а от правоприменительной практики". Л. Марголин напомнил, что и сейчас в Избирательном кодексе есть указание на то, что избирательные комиссии формируются из представителей политических партий, но на практике предпочтение отдавалось представителям "органов, формирующих комиссии".
"Точно так же и сейчас, вот эти квоты, которые даже законом будут закреплены за политическими партиями и общественными организациями, будут заполняться, я так думаю, прежде всего лояльными партиями, а также пропрезидентскими организациями - БРСМ, "Белая Русь", - предположил Л. Марголин. - Поэтому, честно говоря, больших изменений я не ожидаю. Присутствие в комиссиях даже одного представителя оппозиционной политической партии по-прежнему остается под вопросом".
Политолог Алесь Логвинец, в свою очередь, высказал мнение, что изменения в Избирательном кодексе, скорее всего, будут косметическими.
"Они не смогут существенно повлиять на избирательный процесс, поскольку не просматривается самого главного - политической воли провести справедливые и открытые выборы в стране", - считает эксперт.
Глава государства высказался против изменения Конституции "по требованию Европы, Америки, восточных соседей", но согласен на некоторую либерализацию избирательного законодательства.
"Если в рамках этих законов можно сделать наибольший либеральный климат (а мы имеем опыт), мы с вами должны это сделать, чтобы нас, опять же, не упрекали в том, что мы узурпировали власть, что тут диктатура и мы проводим выборы так, как надо нам. Этого быть не должно. Поэтому я сторонник самых либеральных выборов", - заявил А. Лукашенко.
Впрочем, менять Основной Закон иностранные партнеры не просят. Часть белорусской оппозиции хотела бы сама или подозревает власти в изменении избирательной системы - с сегодняшних мажоритарных округов на выборы по партийным спискам. В этом случае как раз требуется изменение Конституции.
По итогам выборов в Палату представителей в 2008 г. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ предложило белорусским властям обсудить изменение избирательного законодательства в соответствии со стандартами ОБСЕ.
Белорусские власти согласились, тем более что диалог с БДИПЧ ОБСЕ по улучшению избирательного законодательства был объявлен одним из критериев оценки Евросоюзом целесообразности продления, замораживания или восстановления санкций.
Впрочем, последний контакт официального Минска с БДИПЧ был в мае 2009 г., и у бюро сложилось впечатление, что никаких подвижек по вопросу изменения избирательного законодательства в Беларуси не наблюдается (см. "БР" № 41/2009). Белорусские власти оперативно решили изменить негативное впечатление на позитивное.
Как рассказала Л. Ермошина в интервью БелаПАН, Центризбирком предлагает законодателю учесть предложение ОБСЕ по обеспечению гарантий вхождения политических партий и неправительственных организаций в избирательные комиссии. "Будут установлены определенные параметры для представительства политических партий, а также ограничено количество в них государственных чиновников", - сказала глава Центризбиркома.
Обещано также упрощение процедуры выдвижения кандидатов - как от политических партий, так и путем сбора подписей. Также поддержано предложение ОБСЕ о проведении дебатов между кандидатами, совместных выступлений кандидатов в депутаты, использовании ими дополнительных средств, упрощении порядка предвыборных встреч с избирателями в виде массовых собраний, пикетов, а также предложено сделать более эффективной судебную защиту избирательных прав.
Есть еще одна новация - возможность создания финансовых фондов кандидатов в президенты и в депутаты Палаты представителей.
"Фонды будут формироваться за счет личных перечислений кандидатов, поступлений спонсоров, прежде всего организаций Республики Беларусь и граждан, в частности коммерческих структур. Не вправе будут перечислять средства в такие фонды иностранные граждане и организации, предприятия с иностранными инвестициями, а также структуры, которые финансируются из государственного бюджета", - сообщила глава Центризбиркома агентству БЕЛТА.
По словам Л. Ермошиной, привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию. "Таким образом, избирательная кампания пойдет живее. Кандидаты смогут проводить более яркую агитационную кампанию", - подчеркивает глава Центризбиркома.
Кроме того, предполагается, что будет упразднен барьер явки избирателей на выборах в местные Советы. "Это означает, что выборы депутатов в местные Советы будут признаваться состоявшимися при любой явке избирателей", - пояснила Л. Ермошина. При этом она подчеркнула, что данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентские и президентские кампании.
Правда, глава Центризбиркома не гарантирует, что все эти новации будут поддержаны законодателем. По ее словам, поправки в Избирательный кодекс необходимо принять в пределах работы текущей сессии Палаты представителей, которая закрывается в 20-х числах декабря. "После этой даты изменять законодательство поздно, так как изменения не смогут быть использованы на грядущих местных выборах. То есть все необходимые процедуры по изменению законодательства должны быть сделаны в течение 2009 года", - утверждает Л. Ермошина.
У оппозиции разделились мнения относительно оценок обещанной либерализации избирательного климата. Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько в интервью радио "Свобода" назвал это "хоть маленькой, но победой оппозиции". В то же время Владимир Лабкович, член экспертной группы Объединенных демсил, которая готовила свои предложения как для Центризбиркома, так и для БДИПЧ, предположил, что "даже если председатель Центризбиркома сможет провести в жизнь свои предложения, это будет не то, что мы ожидали".
Депутат одного из местных Советов предыдущего созыва и потенциальный кандидат в президенты на будущих выборах Алесь Михалевич в интервью "БР" высказал мнение, что "правящий режим сможет показать относительную демократичность местных выборов, включая прозрачность процедур, ничего при этом не меняя, так как наши местные Советы практически ничего не решают. Настоящим испытанием на либерализм будут президентские выборы".
Глава рабочей группы ОДС по подготовке к предстоящим президентским выборам, член политсовета ОГП Лев Марголин в интервью "БР" напрямую увязал заявления о либерализации избирательного климата с отношениями с ЕС: "В середине ноября Совет ЕС будет рассматривать вопрос о санкциях. На условия избирательной кампании обращается пристальное внимание, и это то, что давно обещано Европе".
Комментируя предложенные Л. Ермошиной новации, Л. Марголин сказал: "Мы не ожидали каких-то революционных изменений, но предполагали, что сдвиги будут, причем быстрые, потому что есть ощущение, что власть старается провести местные выборы более или менее пристойно".
При этом политик отметил, что в нашей ситуации "все зависит чаще всего не от законов, а от правоприменительной практики". Л. Марголин напомнил, что и сейчас в Избирательном кодексе есть указание на то, что избирательные комиссии формируются из представителей политических партий, но на практике предпочтение отдавалось представителям "органов, формирующих комиссии".
"Точно так же и сейчас, вот эти квоты, которые даже законом будут закреплены за политическими партиями и общественными организациями, будут заполняться, я так думаю, прежде всего лояльными партиями, а также пропрезидентскими организациями - БРСМ, "Белая Русь", - предположил Л. Марголин. - Поэтому, честно говоря, больших изменений я не ожидаю. Присутствие в комиссиях даже одного представителя оппозиционной политической партии по-прежнему остается под вопросом".
Политолог Алесь Логвинец, в свою очередь, высказал мнение, что изменения в Избирательном кодексе, скорее всего, будут косметическими.
"Они не смогут существенно повлиять на избирательный процесс, поскольку не просматривается самого главного - политической воли провести справедливые и открытые выборы в стране", - считает эксперт.