Ермошина делает ставку на обаяние и ограниченный кошелек кандидатов
Белорусские власти, объявившие о готовности внести либеральные изменения в избирательное законодательство, одно из которых предполагает возможность использования спонсорских средств на выборах, поспешили ограничить $68 тыс. размеры личных фондов будущих кандидатов в президенты и уравнять таким образом их финансовую разнузданность.
ЦИК Беларуси предложил ограничить размеры индивидуальных фондов кандидатов в президенты до 3 тыс. базовых величин.
"Нами предлагается сумма (прим. - индивидуальных фондов кандидатов) в размере 3 тыс. базовых величин (Br105 млн. или $38,5 тыс.). Это частные пожертвования. Плюс ко всему 2,3 тыс. базовых величин (Br80,5 млн. или $29,5 тыс.) каждому кандидату в президенты дает государство. Поэтому, если бы даже мы сейчас проводили президентские выборы и уже имели измененное законодательство, т.е. оно уже действовало, то кандидаты в президенты располагали бы суммой (Br185,5 млн. или $68 тыс.)", - заявила глава ЦИК РБ Лидия Ермошина, которую цитирует БелТА.
"Иначе выборы просто не будут справедливыми", - заявила Ермошина, приведя в качестве плохого примера США.
"Например, в США есть достаточно много богатых людей, которые в состоянии профинансировать собственную избирательную кампанию. У нас это не такой большой круг людей. Поэтому все кандидаты на выборные должности должны находиться в примерно равных материальных условиях", - высказала своем мнение Ермошина.
Впрочем, предлагаемая ЦИК уравниловка кандидатов по размеру кошелька не восстановит справедливость, о которой вспомнила глава ЦИК. Наличие денег как таковых не позволяет сегодня независимым кандидатам купить равные с кандидатами от власти условия проведения избирательной кампании.
Что толку от спонсорских денег и их количества, если нет возможности арендовать помещения для проведения агитации, а государственные телеканалы при отсутствии независимых попросту откажутся продавать независимым кандидатам эфирное время. и Никакой политики – отсутствие технических возможностей переводит эту проблему из политической плоскости в хозяйственную.
Единственное объяснение, которое просматривается в намерении властей ограничить личные фонды, - минимизировать объемы отмываемых в ходе избирательной кампании денег. Однако и в этом случае у властей есть законодательная удавка. Прежде чем гражданин получит возможность создать личный фонд и отмыть некие суммы денег, ему необходимо зарегистрироваться в качестве кандидата. А для этого предстоит собрать всего лишь 100 тыс. подписей в свою поддержку.
В Беларуси найдется достаточное количество людей, которые могли бы себе позволить президентскую кампанию с финансовой точки зрения. Но 100 тыс. подписей – это не так-то просто. Помимо денег – от $250 млн. до $500 млн. только за право стать кандидатом – необходимо иметь крепкую организационную структуру, которая обеспечит сбор реальных подписей и их проверку в ЦИКе.
Ермошина хорошо понимает, о чем идет речь, а потому убеждена, что кандидатов будет немного.
"Я не уверена, что кандидатов будет очень много. И вот почему. Конституцией Беларуси предоставляется возможность гражданину нашей страны избираться на пост президента в случае, если он собрал не менее 100 тыс. подписей в свою поддержку. А такое количество подписей собрать очень тяжело", - сказала глава ЦИК.
По ее словам, изменения в законодательство мало чем могут помочь кандидату, если за ним не стоит сильная команда и если сам кандидат не обладает необходимыми качествами: политическим обаянием, напором и интересной программой.
"Все зависит от… персоналий кандидатов в президенты", - заявила Ермошина.
Так есть ли смысл в такой ситуации ограничивать размер личных фондов?