Транш животворящий
«Кредит: оптимизм, дошедший до абсурда» (банковский юмор).
В текущем году пришествие валютной
благодати на Беларусь происходит точно по расписанию.
Почти 700 млн. долларов, что в ближайшие дни будут
направлены МВФ на счета белорусских государственных
финансовых учреждений, будут, естественно, встречены с
полным удовлетворением. На ближайшие месяцы у
белорусского руководства будут решены проблемы со
стабильностью белорусского рубля, что позволит и дальше
забивать склады продукцией, которую никто и никогда не
купит.
Загруженные склады, наряду с условиями и ценами на
поставку энергоносителей в 2010 г., остаются важнейшей
проблемой для руководства Беларуси. Все остальное как-то,
пусть и в краткосрочном варианте, белорусское руководство
решает. Во всяком случае, деньги официальный Минск от
Запада получает. Безусловно, это не те деньги, что
хотелось бы А. Лукашенко иметь с Востока - безотчетные,
которые нет необходимости отдавать, рассчитывая, что их
под очередной союзнический проект простят, но, тем не
менее, сейчас финансовые закрома режима А. Лукашенко
отнюдь не пустуют и он вполне может платить за газ и
нефть по новым ценам...
Белорусское руководство прокредитовано и сегодня сложно
сказать, что завтра можно ждать девальвации и дефолта, о
чем с завидным упрямством твердили с февраля текущего
года ряд видных белорусских экономистов. Видимо они не
учитывали, что внешняя политика А. Лукашенко окажется
столь востребована Евросоюзом и США.
Но и в этом случае, когда «посылка» из Вашингтона особо
не задерживается, вопрос о «цене» кредитов остается
сложным. Безусловно, Минск в ближайшее столетие не сможет
отдать эти деньги. Слегка ужасают даже проценты за
кредиты, которые уже со следующего года будут подбираться
к 2 млрд. долларов в год. Между тем, белорусское
руководство с азартом получая от МВФ транш за траншем,
видимо считает, что оно имеет некий «философский камень»
за пазухой, позволяющий ему решить любые проблемы с
кредиторами.
Возможно, что белорусское руководство рассчитывает, что
ему удастся «отщипнуть» от российского кредита на
строительство Белорусской АЭС, что сомнительно, так как
большая часть кредита, если он и будет выдан, уйдет на
предприятия российской атомной промышленности.
Сомнительно, что белорусское руководство планирует
получить деньги от приватизации «флагманов» белорусской
экономики. Пример с предполагаемой продажей часового
завода «Луч» показателен.
Не исключено, что белорусские власти будут и дальше
представлять миру инвестиционные «ловушки» - некие
громкие проекты на предприятиях государственной формы
собственности, призванные привлечь иностранные инвестиции
или кредиты (бесконечные вариации «Минск - Сити»). На
прошлой неделе такого рода «проект» «зашевелился» в
Национальном аэропорту, где буквально срочно понадобилась
вторая взлетно-посадочная полоса и транзитный терминал
(!). Учитывая, что и современные возможности
Национального аэропорта используются процентов на 30, то
сложно представить, как удастся белорусским чиновникам
выманить у Китая на данный проект 550 млн. долларов США.
С тем же успехом можно было бы предложить России строить
туннель до Калининграда.
Между тем, очередной транш от МВФ окажет, как всегда,
свое традиционное реанимирующее «животворящее» влияние на
белорусскую экономику и поднимет настроение белорусских
властей… Но не только белорусских, но и российских,
которых, с одной стороны, втягивание республики в
задолженность перед МВФ совершенно не заботит, с другой
стороны, Москва не без оснований рассчитывает
использовать в создавшейся ситуации «украинскую схему»,
не совсем удавшуюся в 2008 г. Речь идет о кредитовании
Киева со стороны ЕС, что позволило бы Украине покупать
российские энергоносители по рыночным ценам. То, что не
получилось с Украиной (ЕС так и не взял на себя
финансирование европоориентированного Киева, возложив эту
почетную обязанность на «имперскую» Россию), вполне может
получиться с Беларусью.
Действительно, с учетом того, что финансовый ручей,
текущий из Вашингтона в Минск, еще далеко не исчерпал
свой чудесные оздоровительные функции и пока А.Лукашенко
в своей манере, апробированной на министре финансов
России, не успел обозвать руководство Международного
валютного фонда мелкими рогатыми скотами, что попутно
выдает в нем большого специалиста в аграрном секторе,
было бы странным со стороны руководства ОАО «Газпром»
предоставлять тучнеющей на западных кредитах стране
скидки от цены на газ 2010 года.
Деньги, безусловно, у А. Лукашенко есть и у российского
руководства появляется шанс вернуться в русло соглашения
о поставках газа от 31 декабря 2006 года, согласно
которому разница между «белорусской» и так называемой
«польской» ценой в 2010 г. не может превышать 10% (с
учетом транспортировки). В случае демонстративного выхода
белорусской стороны из транзитных соглашений, у Москвы
появляется шанс одним рывком выйти на рыночные условия
поставки газа, включая отмену экспортной пошлины.
Напомним, что после вступления Беларуси в европейский
интеграционный проект «Восточное партнерство», который,
по сути является гражданской часть восточноевропейской
политики НАТО, говорить о некой «союзной ответственности»
России перед Беларусью не приходится. С тем же успехом
можно заявлять о союзных отношениях Москвы и Тбилиси.
У белорусского руководства нет решительно никаких мер по
противодействию назревающему решению. Аргументация,
основанная на форс - мажоре кризисных явлений в
белорусской экономике, несерьезна на фоне позитивных
оценок МВФ. Заявления белорусской стороны об отсутствии
финансовых резервов не пройдут, так как с одной стороны
российские представители в МВФ всемерно способствуют
выделению республике очередных доз кредитных траншей. С
другой стороны, Москва может напомнить, что в начале
текущего года российская сторона уже проводила авансовые
платежи в пользу Минска, но в ответ получила
задолженность по газу и политический скандал, когда стал
вопрос о закрытии долга.
Попытки Минска использовать Киев (а Киева Минск) в
качестве инструмента шантажа российского руководства,
вряд ли продуктивны, несмотря на весь медиа ажиотаж,
связанный с визитом в Минск П. Порошенко и состоявшихся
Турчинова в рамках 17 - го заседания межправительственной
смешанной комиссии по вопросам торгово-экономического
сотрудничества переговоров двух первых вице-премьеров
Белоруссии и Украины - В. Семашко и А. Турчинова.
Понятно, что в настоящее время В. Ющенко и А.Лукашенко
пытаются расширить взаимопонимание и взаимовыручку,
проявившуюся против России на саммите СНГ в Кишиневе.
Однако, несмотря на впервые возникшую совместную
переговорную площадку - обе страны вошли в европейскую
программу «Восточное партнерство», надежды на
плодотворность союза двух против третьего иллюзорны.
Стороны не смогли перешагнуть даже столь минимальный
порог, как 150 млн. долларов задолженности, что говорит
об исключительной пиаровской и политически конъюнктурной
задаче очередного старта белорусско-украинской дружбы и
братства. Стоит напомнить, что в январе В. Ющенко
покидает пост президента Украины.
Белорусские СМИ использовали факт белорусско-украинских
переговоров по максимуму, особо выделяя слова А.
Лукашенко о беспокойстве со стороны России: «Конечно, мы
не ведем сотрудничество во вред кому бы то ни было. Вы
замечаете, что кое-кого это уже начинает волновать», чем
невольно демаскировали основную цель Минска и Киева. Не
стоило так уж явно «педалировать» российский фактор
переговоров, как всегда переборщили…
Безусловно, опасность антироссийского сговора между
Украиной и Россией отсутствует. Не в первый раз в осенний
период Киев и Минск активизируют между собой контакты,
устно договариваются поддерживать друг друга в преддверии
очередного энергетического кризиса с Россией и всегда или
украинская сторона или белорусская, в случае если кризис
действительно происходит, предлагают дополнительные
транзитные услуги ОАО «Газпром». Как у Украины, так и у
Белоруссии объем товарооборота с РФ на порядок больше,
чем между Минском и Киевом. К тому же, необходимо
отметить, что белорусско-украинские отношения имеют свою
очень давнюю и сложную историю. Они никогда не были
дружественными или хотя бы товарищескими. Даже в
советское время Минск тяжело переживал то, что Киев
всегда считался второй советской столицей. Традиции
недоверия между номенклатурами двух республик
неискоренимы и заложены в вековой розни с казацких
времен. Генетически заложенная манера использовать друг
друга или элементарно обмануть, а не дополнять или
содействовать к общему успеху, блокируют любую
политическую реальность между Минском и Москвой. И самое
главное, что не позволит надеяться на единый союз
политических классов Украины и Беларуси - поживиться друг
у друга нечем.
Одномоментное вступление Украины и Беларуси в «Восточное
партнерство» вовсе не означает, что оказавшись в одном
проекте, его участники будут делить по-братски «пирог»,
выставленный сердобольной Европой на восточнопартнерский
стол. Во-первых, побывав в польских «ручках», «пирог»
рискует оказаться «пирожком», а во-вторых, конкуренция за
финансирование проектов в рамках «Восточного партнерства»
ожидается, на радость Брюсселя, невиданная. Еще те
голодные пауки в банке...
«Украинский фактор» в переговорном процессе по поставкам
российских энергоносителей в РБ не пройдет. Киев
мгновенно сдаст Минск только за намек Москвы в отношении
неких «особых» условий поставок газа в преддверии
январских президентских выборов.
Что делать?
Надеяться, что в рамках таможенного союза ЕврАзЭс
(Россия, Казахстан, Белоруссия) республика получит,
наконец, доступ к внутрироссийским ценам на
энергоносители, а также дотянется до казахской нефти,
было бы опрометчиво. Несмотря на демонстрируемый под
руководством Игоря Шувалова динамизм, Таможенного Союза
пока нет и сказать, что все проблемы по его созданию
решены, нельзя. «Дьявол кроется в деталях». В данном
случае, в распределении доходов и платежей… Рассчитывать
Минску, что придет удача в виде неожиданного и
одновременно долгожданного промаха партнеров, не стоит...
Автор этих строк, основываясь на опыте интеграции на
постсоветском пространстве, уверен, что «Таможенная
тройка» - исключительно политический проект.
На прошлой неделе А.Лукашенко, как-то в почти
конспиративном формате все-таки подписал документы по
созданию КСОР ОДКБ. Определенная скрытность объяснима -
скорее всего, белорусское руководство стремилось до
последнего момента не вспугнуть столь долгожданный транш.
Попутно, что было вполне заметно внимательному
наблюдателю, создавался фон некой безысходности по
причине «страшного давления» Кремля. Мол, выхода не было,
как подписать… Что тут сказать, игра в общем,
деревенская: забьем соседского кабана и угостим соседа
свежениной.
С одной стороны, Москву, безусловно обнадеживает, что
Минск пусть и формально вернулся в ОДКБ. Естественно, при
этом никто не имеет каких-либо иллюзий в отношении
истинного предназначения Беларуси в ОДКБ и ее
«солидарности» в случае серьезного военно-политического
вызова странам - участникам организации.
С другой стороны, не стоит забывать, что перед Минском
были поставлены жесткие форматные условия, без решения
которых было бы странно рассчитывать на восстановление
российской кредитной и финансово-ресурсной дотационной
системы, которая за полтора десятилетия ее
функционирования стала столь привычна белорусскому
истэблишменту. Возвращение Беларуси в ОДКБ - лишь малая
часть данных условий, в состав которых, помимо выхода из
«Восточного партнерства», проведения реальной совместной
внешней политики в рамках Союзного Государства,
включающей признание Абхазии и Южной Осетии, после
признания комиссией ЕС Тбилиси агрессором, вполне
вписывается вопрос о ликвидации безвизовой границы между
Беларусью и Грузией, с августа 2009 г. не являющейся
членом СНГ.
Так что надежды А. Лукашенко на то, что росчерком пера он
вернет российско-белорусские отношения на старые
финансовоемкие места, наивны, как кому-то и не хотелось.
Стоит обратить внимание на заказные статьи, мгновенно
появившиеся в российском медиа пространстве, где снова
заговорили о скором признании новых закавказских
республик и верности А.Лукашенко геополитическому выбору
. В общем, денег давайте… (К примеру,
http://politcom.ru/8993.html). Кто-то уже очень спешит…
Но не стоит так торопиться.
Москва воспринимает подписание Минском документов
последнего саммита ОДКБ в качестве начала процесса
реабилитации «союзника». Минск посчитал завершением… В
этом и заключается главная «методологическая ошибка», а
не те о которых говорил А.Лукашенко принимая на прошлой
неделе послов стран ЕС: «Вы должны понять одно. Не надо
нас ставить перед выбором: или Европейский союз, или
Россия… те, кто в ЕС ставит вопрос ребром - или - или, -
допускают методологическую ошибку… Главным принципом
белорусской внешней политики уже много лет является
многовекторность… К сожалению, в Европе это услышали и
забыли, а в России предпочли не слышать. И поэтому вторая
методологическая ошибка Евросоюза и России в том, что они
сейчас каждый по-своему начинают интерпретировать нашу
многовекторность... Европа говорит о том, что мы начинаем
"играться", чтобы Европу задобрить. Россия увидела некий
отход от традиционных отношений с ней". Во-первых, А.
Лукашенко несколько странно понимает суть методологии
(может слово понравилось), во-вторых, белорусский
президент может тысячу раз повторить, что и Запад и
Восток неправильно понимают его политику, но все равно
эта будет проблема не Москвы или тем более Брюсселя, а
скорее Минска и перспектив А. Лукашенко на четвертый
президентский срок. Если он думает, что и дальше он будет
с позиции «методолога» поучать соседей как с ним дружить
и сколько ему за эту «дружбу» платить, то успех такой
политики далеко не очевиден…
Радует лишь то, что на встрече с послами ЕС А. Лукашенко
напомнил: "Мы исходим из того, что мы суверенное,
независимое государство". Золотые слова, звучащие
совершенно по-особому в дни, когда пришел очередной
животворящий транш.