Лукашенко еще раз нажал на антиКСОРовский рычаг
Александр Лукашенко не едет в Казахстан на учения КСОР. Заключительная фаза учений сил оперативного реагирования ОДКБ пройдет 16 октября на полигоне Матыбулак. Семь тысяч военнослужащих, в основном из России и Казахстана, а также Армении и Киргизии, в новой, специально пошитой для КСОР на российские деньги униформе успешно выполнят задачу по отражению агрессии условного противника против одной из стран ОДКБ.
Лукашенко в Казахстане ждали. Из секретариата ОДКБ все последние дни шли позитивные сообщения — мол, отказ президента Беларуси от участия в учениях не поступал. Но сегодня МИД Казахстана официально подтвердил, что представлять Беларусь на учениях будет министр обороны Леонид Мальцев, который бороздит казахские степи уже третий день. Вероятность того, что Лукашенко еще передумает и все же вылетит в Казахстан, снижает фактически до нуля запланированный на пятницу визит белорусского лидера на минский часовой завод «Луч». Там сейчас вовсю готовятся к встрече vip-персоны.
Следовательно, приказала долго жить и надежда на то, что в ходе учений Лукашенко поставит таки свою подпись под договором о создании КСОР и возьмет на себя председательство в ОДКБ. Не будет, кстати, в Казахстане и президента Узбекистана Ислама Каримова, который пока также игнорирует подписание соглашение о КСОР. Но у того есть принципиальные претензии к тексту соглашения — узбекский лидер опасается, что в таком виде, в каком КСОР преподнесли ему на подпись, «боевой отряд» ОДКБ может быть использован для силовых действий на территории стран-участниц блока, а не только для отражения внешней агрессии.
У официального Минска таких опасений нет. По крайней мере, публично претензий к тексту соглашения белорусские представители не предъявляли. Однако присоединяться к КСОР Беларусь не спешит.
Саммит ОДКБ 14 июня в Москве, где документ о коллективных силах и подписали, Лукашенко пропустил в качестве ответного хода в самый разгар «молочной войны» с Россией. Понятно, что это был выпад не против ОДКБ как таковой, а против Москвы, для которой лидерство в региональном военном блоке играет большое значение.
«Что мне оставалось делать? У меня ведь нет таких рычагов, как у России на Беларусь, поэтому я вынужден был демонстративно от этого отказаться (от участия в саммите ОДКБ — ред.)», — объяснил свой поступок Лукашенко российским журналистам на пресс-конференции 2 октября.
АнтиКСОРовский рычаг, можно сказать, подействовал — «молочная война» вскоре сошла на нет. Но изымать этот инструмент давления из своего арсенала официальный Минск не торопится. Мало ли еще по какому вопросу придется надавить на Москву?
На той же пресс-конференции для российских СМИ Лукашенко заявил, что все документы для подписания соглашения о КСОР уже подготовлены. Вскоре появилась информация и о президентском указе о присоединении Беларуси к КСОР, хотя самого указа никто пока в глаза не видел.
Ситуация с подписанием соглашения о КСОР все больше напоминает возню вокруг признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Минск вроде бы и не против, но… Однако, если тема кавказских республик уже отыграна и Москвой даже в случае положительного решения Минска не зачтется, то из соглашения о КСОР белорусская сторона, очевидно, еще надеется что-нибудь выцыганить.