Лукашенко: Госконтроль разваливается
Именно такую фразу обронил белорусский президент на совещании по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности. Была это просто оговорка или – диагноз?
Накануне совещания с участием
президента, в КГК прошла коллегия, посвященная итогам
деятельности ведомства за январь-сентябрь 2009 года. Как
отмечают наблюдатели, коллегия проходила тяжело и длилась
около семи часов. Главная причина - отсутствие значимых
результатов работы ведомства. После окончания коллегии у
присутствовавших, как у Попандопалы, осталось четкое
впечатление, что КГК находится накануне «грандиозного
шухера». Это ощущение еще более усилилось, когда утром 12
октября стало известно, что Зенон Ломать и его главный
советник Виктор Писарик, который фактически является
вторым человеком в КГК, заявили об уходе в отпуск.
Совещание у президента получилось достаточно интересным.
Основной вопрос - обсуждение проекта Указа о контрольной
деятельности, который, согласно замыслу разработчиков,
должен обеспечить существенное сокращение количества
проверок и создать принципиально новую систему контроля,
не подавляющую, а стимулирующую деловую среду.
Проект Указа разрабатывался более полугода, но, как
отметил президент, "на выходе оказался никудышным,
абсолютно не отвечающим поставленным задачам". Поэтому
Администрации президента было поручено кардинально
доработать проект.
По мнению Лукашенко, в представленном виде Указ - не
более чем «пустышка», разработанная лишь для отчета о
выполнении президентского поручения.
С учетом того, что проект разрабатывался при активном
участии Комитета госконтроля, и регламентирует в первую
очередь деятельность именно этого ведомства, то камень
был явно брошен в огород председателя КГК Зенона
Ломатя.
За первым камнем последовал и второй. Глава государства
прямо потребовал повысить эффективность работы Комитета,
поскольку сейчас «он у нас вмешивается во все вопросы».
«Надо упорядочивать его работу, так как Комитет у нас
начинает разваливаться, - констатировал президент. -
Недопустимо, когда проверяющие мешают работать
сотрудникам предприятий. Поэтому надо интенсифицировать
труд лиц, осуществляющих проверки».
О том, что главное контрольное ведомство страны
разваливается или, вернее, уже фактически развалилось,
главе государства регулярно докладывают последние два
года. Несколько раз президент определял дату, когда КГК
должен выйти на прежний уровень работы или сменить своего
руководителя, но ничего все равно не менялось.
Председателем по-прежнему оставался Зенон Ломать, а КГК,
некогда являвшийся главным ревизором страны, все больше
превращался в кропальщика красивых отчетов.
Из аналитика КГК превратился в конъюнктурщика. Он
начинает проводить работу на одном сегменте рынка, но
стоит президенту проявить даже поверхностный интерес к
другому сегменту, как КГК тут же бросает первое дело и
начинает новое. А поскольку сфера интересов Александр
Лукашенко довольно обширная, то работа КГК в последние
годы начинает напоминать метания невесты перед свадьбой -
КГК пытается быть везде, где мнит заинтересованное
внимание главы государства. Что стало раздражать даже
дотошного президента: «вмешивается во все
вопросы!».
Например, рука контролера дотянулась уже до магазинных
прилавков, где шарит в поисках российского импорта. Но
вместо экономического эффекта - очередной скандал с
торговцами и дополнительное напряжение в отношениях с
Россией.
Если развал госконтроля Лукашенко, действительно,
воспринимает как очевидный факт, то еще чуть-чуть - и он
начнет принимать кардинальные меры. Чем отвести беду
председателю Ломатю? Шутка ли, за последние три года
Комитету особо похвастать нечем. Есть множество гладких
отчетов, но нет ни одной серьезной реализации.
Прокуратура, МВД, КГБ докладывают о серьезных делах, о
разработках, которые шумят на всю страну. А у КГК - один
дым без огня.
По итогам совещания президент нагрузил КГК дополнительной
ответственностью, в очередной раз расширив контрольные
полномочия Комитета. При этом Лукашенко особо подчеркнул,
что отныне руководитель главного контрольного ведомства
будет лично отвечать за эффективность и обоснованность
проводимых проверок, а правительство получит возможность
проконтролировать его действия.
С такой припиской новые полномочия могут оказаться не в
радость. Прежде Комитет отчитывался непосредственно главе
государства, чем выгодно отличался в иерархии прочих
силовых и контролирующих структур. Теперь ситуация
изменилась. И хотя подотчетность КГК правительству
законодательно еще не закреплена, можно считать, что этот
порядок вступил в действие с момента оглашения его
президентом.