«Восточное партнерство» может увести Беларусь от России?
В Минске в минувшую субботу прошла международная научно-практическая конференция «ЕС — Беларусь: контуры партнерства». Участники мероприятия сошлись во мнении, что программа «Европейское партнерство» может открыть для Беларуси европейские рынки и тем самым исключить зависимость от России. Благо белорусы, которые все чаще посматривают в сторону европейских ценностей, к этому готовы.
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико уверен, что это самая важная подвижка, произошедшая в белорусском обществе: «Я думаю, мы находимся на правильном пути. Правительство и общество могут колебаться, но ведь важна и интеллектуальная составляющая. Есть специалисты, которые вне этих игр, вне конъюнктуры борьбы за посты и должности. И та работа, которая проводится нашим центром, социологами, эта та живая работа, которая имеет самые большие перспективы. <…> В рамках Восточного партнерства, скорее всего, будут отрабатываться новые механизмы, и будет меняться климат. Что касается нас, будем смотреть, какова эффективность этого».
По мнению председателя комитета иностранных дел сейма Литвы Аудрониса Ажубалиса, в Восточном партнерстве определенное и серьезное место должна занять белорусская оппозиция.
«Отношения Евросоюза и программы «Восточное партнерство» не должны быть однобокими и не должны иметь дело только с официальным Минском. Место для оппозиции должно быть, — считает Ажубалис. — Мы реалисты, никто не надеется, что официальный Минск сразу демократизирует страну. Но до конца этого года Минск обязательно должен показать конкретные, позитивные шаги, пусть и маленькие, которые бы способствовали демократическому развитию общества. Мое личное мнение, что нужно любым способом представить в этом партнерстве оппозицию как можно больше и полнее».
Ажубалис напомнил от лица Евросоюза важность всех принципов и обязательств, которые приняла на себя Беларусь: «А именно, не симуляция определенных шагов, а конкретные изменения. Это прекращение преследования политических заключенных и политически мотивированных уголовных преследований, либерализация деятельности СМИ, изменение законодательства о выборах, улучшение условий для деятельности неправительственных организаций и политических партий, свобода собраний и организаций, обеспечивающая политические права для граждан, реформы в области рыночной экономики, направленные на улучшение бизнес-климата, торговых условий и инвестиций в Беларусь, и другие».
Для более эффективного выполнения этих задач Анатолий Лебедько предложил Евросоюзу учредить институт спецпредставителя по Беларуси.
«Мы бы хотели иметь постоянный телефон, по которому могли бы связаться с человеком, отвечающим за формирование политики Евросоюза в отношении Беларуси, — сказал лидер ОГП. — Он может не находиться в Беларуси, так как его могут сдерживать рамки дипломатических отношений. Главное, чтобы этот человек ответственно относился к своему делу».
Председатель ОГП заявил о необходимости провести с помощью ЕС конференцию по белорусской тематике: «Самая главная проблема, которая должна на ней обсуждаться, — свободные выборы в Беларуси. Без них рассчитывать на изменение политического и экономического положения в стране нельзя».
Политик также отметил, что белорусской оппозиции советуют участвовать в одной из четырех платформ Восточного партнерства, которая касается демократии и прав человека. «Но мы должны добиваться участия в каждой платформе. Мы готовы предоставить экспертов, которые могут высказать компетентное мнение по всему спектру вопросов участия Беларуси в Восточном партнерстве», — заявил Лебедько.
От проблем политических перешли к проблемам экономическим. Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук предположил, что полноценное участие Беларуси в Восточном партнерстве может стать катализатором ее внешней торговли — как со странами ЕС, так и со странами-участницами программы. Романчук отметил, что ЕС является одним из центров многополярного мира. В частности, страны Евросоюза вместе производят больше ВВП, чем США — 17 трлн. долларов. По словам экономиста, импорт стран ЕС составляет 62—68 трлн. долларов, а объем прямых и иных инвестиций — более 1 трлн.
В то же время объем экспорта Беларуси по сравнению с импортом ЕС составляет 0,63%. Участие Беларуси в экономике ЕС, по словам Романчука, можно сравнить с самоизоляцией: «Ассортимент товаров, которые может предложить Беларусь для стран ЕС, не отличается инновационностью, разнообразием и конкурентоспособностью».
Беларусь, продолжил он, формирует 0,2% импорта Великобритании, 0,97% импорта Нидерландов и 0,6% импорта Италии. Романчук считает, что Беларусь «очень слабо интегрирована в торговлю стран ЕС, в том числе тех государств, которые вступили в него в 2004 году».
«Низкую интенсивность торговли Беларуси с ЕС обуславливает затягивание процесса вступления в ВТО, блокировка инвестиционных проектов, замораживание приватизации», — заявил экономист. Он считает, что основными мерами для максимального использования потенциала Восточного партнерства в сфере внешней торговли, а также для интеграции Беларуси в единое европейское экономическое пространство могут служить, в частности, подписание белорусскими властями соглашения об ассоциациях; создание специальной структуры по делам европейской интеграции; отмена в одностороннем порядке виз для граждан ЕС; создание полноценных зон свободной торговли со странами — участниками Восточного партнерства.
Аудронис Ажубалис на это заявил, что ждать больших денег стране не стоит. «Но выгода для Беларуси заключается в том, что могут быть открыты европейские рынки, которые могут исключить зависимость страны от рынков российских», — подчеркнул литовский парламентарий.