Лукашенко готов шантажировать Россию не только Западом, но и Югом
На кишиневском саммите СНГ Александр Лукашенко, вступив в очередную перепалку с российским правительством, предъявил новый «козырь» в экономическом и политическом «торге» с Россией и Европой – Украину.
Антироссийский альянс Беларуси и
Украины предсказывался уже давно. Несмотря на
противоположность политических «генотипов» Лукашенко и
Ющенко, открытых конфликтов и даже взаимных
«неполиткорректных» высказываний между этими президентами
не наблюдалось никогда. Не только по причине довольно
удачно складывающихся экономических отношений двух стран,
но и очевидной для них обшей угрозы - энергетического
давления со стороны России. Обеспечивая суммарно почти
100% российского газового транзита в Европу, Украина и
Беларусь, заняв солидарную позицию, могли бы в любой
момент предъявить России мощнейший «контраргумент».
И такие предложения от Украины уже поступали - и после
скандального «газового заговора» против Беларуси (в
котором недавно Лукашенко прямо обвинил Путина), и в
период прошлогодней украинско-российской «газовой войны».
Самый мягкий их вариант - обязать Россию заключать с
европейскими партнерами контракты по поставке газа «до
границы» Украины и Беларуси, стоимость дальнейшего
транзита в этом случае европейцы определяли бы уже без
России. В этом есть своя логика - тогда «Газпрому» не
пришлось бы, оправдываясь, «переводить стрелки» за срыв
или перебои в поставках, его ответственность
заканчивалась бы на этой «границе». Россию такой вариант
категорически не устраивает: вместе с ответственностью
она лишается и значимых рычагов влияния, как на Беларусь
с Украиной, так и на европейских партнеров. Кроме того,
ломается стратегическая схема получения контроля над
газотранспортными системами стран-транзитеров, в которой
важен не только транзит, но и монопольный выход на
внутренние рынки газа.
Самый радикальный вариант - совместный шантаж России
повышением ставок на транзит. Такую возможность сама
Россия допускает давно, почему и взялась всерьез за
дорогие проекты «обходных» маршрутов транспортировки газа
на севере и на юге. По этой же причине «заморожен»
экономически эффективный проект строительства второй
экспортной нитки газопровода на территории
Беларуси.
Лукашенко ни один из вариантов тогда открыто не
поддержал, хотя в момент прошлогоднего газового конфликта
России и Украины белорусское ТВ довольно резко
критиковало действия «Газпрома». По вполне понятным
причинам - в отличие от Украины ему в итоге удавалось
отстоять суперльготные цены на газ. Да и иные формы
«экономической подкормки» со стороны России оставались
весьма ощутимыми.
Сейчас - ситуация иная. Обострив до предела отношения с
Россией (прежде всего, по «линии Путина») в период
обострения экономического кризиса, Лукашенко ищет новые
точки опоры, новые средства защиты и нападения. Ведь ему
предстоит борьба не только за российские кредиты, но и за
цены на газ, за условия поставок нефти и экспорта
нефтепродуктов, за расширение доступа белорусских товаров
на российский рынок. Демонстративное сближение с Украиной
выглядит очень сильным ходом в этой борьбе. Если
вспомнить, насколько болезненно реагировала Россия на
эфемерное «сближение» Беларуси с Западом, то какой может
быть ее реакция на «сближение» с Югом?
В Кишиневе (и во время двусторонних переговоров, и на
заседании саммита СНГ) Лукашенко и Ющенко совместную
критическую позицию по отношению к России уже заявили.
Объявлено и о скорой официальной встрече двух
президентов, на которой эта позиция может быть
конкретизирована.
Конечно, сомнительно, что Лукашенко решится на совместный
с Украиной «транзитный шантаж». Это - последняя мера в
чрезвычайных обстоятельствах. Зато сейчас очень удобно
использовать саму угрозу такого шантажа, ничего прямо об
этом не говоря, но, вынуждая российских друзей об этом
догадываться.
Одна демонстрация политической солидарности с Украиной по
эффективности воздействия на Кремль вполне сравнима с
подключением Беларуси к программе «Восточное
партнерство». Шаг, конечно, очень рискованный, так как
отношения России с Украиной сегодня куда более
напряженные, чем с Евросоюзом и НАТО. Зато в
экономическом и политическом торге с Россией у Лукашенко
появится крупный «козырь» - цена лояльности-нелояльности
к Украине может оказаться высокой.
Украинскую «карту» можно задействовать и на переговорах с
Европой. Сам факт показательного улучшения отношений с
«демократической» южной соседкой на Западе вполне могут
зачесть в актив «дальнейшей нормализации и
либерализации». Хотя, конечно же, реальное политическое
сближение с Украиной при Лукашенко невозможно - опасения
«оранжевого экспорта» в Беларуси по-прежнему сильны.