Саммит СНГ – как место встречи с Медведевым
В саммите глав государств СНГ, который состоится в Кишиневе 9 октября, не примут участие президенты Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Стоит ли ехать на это мероприятие белорусскому президенту? Какие интересы остаются у Беларуси в СНГ?
На эти и другие вопросы «Завтра твоей
страны» отвечает политолог и публицист Александр
КЛАСКОВСКИЙ.
- Поедет ли Александр Лукашенко в
Кишинев?
- Скорее всего, поедет, потому что там, вероятно, будет
российский президент, а в отношениях с Россией нерешенных
проблем «вагон и маленькая тележка». Это удобный повод
для разговора, поскольку Россия не отказывается от своих
намерений доминировать на пространстве СНГ, и
подыгрывание белорусского партнера может позволить
использовать ситуацию.
А в целом невысокий интерес ряда центрально-азиатских
лидеров к этому саммиту и к проектам СНГ объясняется тем,
что это уже практически не действующее образование,
которое превратилось в клуб президентов - кому надо
решить свои, как правило, двусторонние вопросы под этой
крышей, тот едет и в кулуарах их решает.
Что касается среднеазиатских стран, то на сегодняшний
день они не видят такой острой потребности, тем более,
что практически у всех у них сейчас не самый радужный
период отношений с Москвой. Не случайно узбекский лидер
вместе с белорусским «замариновал» подписание соглашения
о КСОР ОДКБ.
И еще вопрос, полетит ли в Кишинев украинский президент,
потому что после известного открытого письма президента
России Медведева трудно представить себе его встречу с
Ющенко в то время как российский президент дал понять,
что он « в упор не видит» нынешнего украинского лидера.
Тем не менее, в рамках этой встречи им пришлось бы
посмотреть в глаза друг другу. И уже то, что трудно
представить подобное рандеву, является характерным
штрихом, который показывает, как далеки от идиллии
отношения между лидерами в рамках СНГ, хотя в этой
аббревиатуре ключевое слово - «содружество».
- Какие интересы в СНГ имеет Беларусь, поскольку ключевые
вопросы, как правило, решаются именно во время
двухсторонних встреч лидеров государств?
- Насколько я знаю, на этот саммит Беларусь выдвинула
свои инициативы, которые касаются преодоления
протекционистских барьеров в торговле. Если бы в рамках
СНГ удалось провести в жизнь такой документ, это было бы
большим прогрессом, но практика показывает, что почти все
принимаемые в рамках СНГ документы де-факто не работают.
«Попытка - не пытка», «Хуже не будет» - исходя из этих
соображений, Беларусь пробует протащить такой проект,
хотя в уме держатся двухсторонние отношения с Россией.
Все торговые войны в последнее время в немалой степени
обусловлены тем, что Россия в условиях кризиса старается
закрыть свой рынок, а Беларусь платит той же
монетой.
- Почему СНГ не развалилось до сих пор?
- СНГ, равно как и Союзное государство, находится в той
стадии, когда практической пользы нет, - это как чемодан
без ручки: тянуть тяжело, а выбросить жалко. Обилие этих
структур показывает, что не удалось найти рабочей модели.
За всем этим стоит желание Москвы доминировать на
постсоветском пространстве, поэтому именно в Москве
стратеги по очереди изобретали разные инициативы. Не
пошло дело в рамках СНГ - придумали ЕврАзЭС, потому был
уже полузабытый проект ЕЭП - Единое экономическое
пространство, в которое хотели втянуть Украину, но тоже
не получилось.
Эти структуры плодились под разными вывесками, а цель
была одна - подвести какую-то базу под главенствующую
роль Москвы на постсоветском пространстве, под
продвижение ее интересов. Но поскольку и денег реально не
хватало на то, чтобы «купить» лояльность и хорошее
расположение, и, к тому же, в плане экономической модели,
как и политической, Россия не является привлекательным
ориентиром, то все эти модели не работают. А страны или
стараются решать свои вопросы на двухсторонней основе,
или берут ориентацию на интеграцию в более прогрессивные
структуры: Украина, например, явно стремится в ЕС и НАТО,
Грузия также взяла совершенно другие ориентиры, да и
центрально-азиатские страны больше присматриваются к
другим моделям регионального сотрудничества, в частности,
с тем же Китаем, который набирает экономическую мощь.
Кроме того, ведутся переговоры и с европейцами, чтобы
проложить трубы и качать энергоресурсы в обход России.
Надежных союзников у России на постсоветском пространстве
нет, и все упомянутые модели разваливаются, потому что
нет главного стержня. Скажем, Евросоюз все-таки основан
на рыночной экономике, на демократической политической
системе, на унифицированном законодательстве, то есть,
там довольно высокая степень концептуальной проработки. А
если это кремлевские стратеги просто высасывают из пальца
очередную диковинную идею и аббревиатуру, и за этим стоит
неоимперский интерес, то и результат соответствующий -
эти идеи «не катят».
- А воспринимается ли сегодня СНГ в мире, или же это
структура для внутреннего пользования на пространстве
бывшего СССР?
- Только в первые годы после развала СССР аббревиатура
как-то была на слуху, использовалась западной прессой,
потому что воспринималась как некая новая
модифицированная форма территории бывшей советской
империи. А сейчас эта аббревиатура стала анахронизмом и
не употребляется. Проще говоря, СНГ не воспринимается
всерьез в масштабах глобальной политики, и это
аббревиатура, которая употребляется и живет только на
постсоветском пространстве.