Эксперт: Беларуси стоит поторопиться с "Восточным партнерством"
28.09.2009 09:55
—
Новости Политики
Помимо конкретной финансовой помощи в решении ряда насущных экономических проблем, обеспечения энергетической безопасности, возможности улучшения административных функций, расширения сотрудничества в области охраны окружающей среды, и, по-видимому, самого важного для рядовых граждан вопроса — упрощения визового режима, эксперты отмечают, что программа "Восточное партнерство" открывает Беларуси путь в объединенную Европу. Однако существует вероятность, что все эти радужные перспективы могут обойти нашу страну стороной.
Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер в интервью "Газете.Ru" отметила, что "готовность к новым отношениям требует от Беларуси готовности взаимодействовать с ЕС и решительно принять демократические ценности".
Основные принципы Евросоюза, на которых строится партнерство - это верховенство закона, соблюдение прав человека и основных свобод, приверженность принципам рыночной экономики.
Для Беларуси это означает: реформа избирательного права по стандартам ОБСЕ и применение нового законодательства уже на следующих выборах, гарантии свободы слова, собраний, улучшение законов в сфере регистрации НПО, а также решение проблемы политзаключенных.
Степень сотрудничества с Беларусью в рамках "Восточного партнерства" будет зависеть от прогресса в выполнении условий ЕС, оценку которому европейские структуры дадут уже в октябре.
В то же время, как рассказал "Салiдарнасцi" руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, бюджет "Восточного партнерства" можно оценить в сумму порядка 7 миллиардов евро, учитывая, что часть программ, которые были запущены ранее, сейчас также проходят под эгидой "Восточного партнерства".
- Встает вопрос, который пока остается открытым: готова ли наша страна представлять проекты, сотрудничать с другими странами, чтобы эти деньги инвестировать у себя, - отмечает эксперт. - На сегодняшний день идет переговорный процесс. Темы совершенно разные – от энергетики и транспортной инфраструктуры до экологии, трудовой миграции. Обсуждаются вопросы, связанные с проблемой противодействия торговле наркотиками.
Все это программы государственные. По словам Романчука, элемент гражданского общества там незначительный.
Поэтому и ответственность за то, в какой степени они будут поддержаны и профинансированы, лежит на государстве.
По мнению эксперта, есть и еще один момент, исходя из которого Беларуси следовало бы поторопиться. В ЕС уже реализуется еще один масштабный проект – "Южный Союз". А время президентства Швеции в Европейском Союзе заканчивается, и, по мнению Ярослава Романчука, потом в ЕС будут председательствовать несколько стран, которые, по всей видимости, постараются перетянуть одеяло на другой проект, который является своеобразным конкурентом "Восточному партнерству" – это поддержка южных регионов.
- Получается такая ситуация: Польша, Швеция, Литва, как члены ЕС являются активными двигателями программ "Восточного партнерства", - поясняет Романчук. - Я думаю, что 1 января будут такие аргументы -- и так Восточная Европа получила огромное количество ресурсов, а потому на каждый выделяемый для её поддержки евро необходимо тратить 2 евро для поддержки южных регионов.
То есть следует иметь в виду, что не все так однозначно приоритетно для "Восточного партнерства". Беларусь в данной ситуации должна понимать, что никто её ждать не будет. Это не означает, что за Беларусью закреплена какая-то часть денег, и эта часть будет её, независимо от того, что она будет делать. Это как раз вопрос координации внешнеполитической деятельности, дипломатических усилий, вопрос соответствия стандартам при реализации таких проектов, - считает Ярослав Романчук.
По мнению эксперта, пока не видно "адекватной подготовки наших властей к тому, чтобы эти деньги использовать, привлечь в страну".
- Хотя они действительно являются очень важными источниками, не столько финансовыми - они не заменят частные инвестиции - но это будет очень хороший сигнал, сигнал для людей, для инвесторов, для малого бизнеса. Они увидят, что программа сотрудничества с МВФ хорошо реализуется, "Восточное партнерство" реализуется, есть еще целый ряд программ, например с Европейским банком реконструкции и развития. Это будет означать движение на Запад. Но пока это все на уровне деклараций, - заключает эксперт.
Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер в интервью "Газете.Ru" отметила, что "готовность к новым отношениям требует от Беларуси готовности взаимодействовать с ЕС и решительно принять демократические ценности".
Основные принципы Евросоюза, на которых строится партнерство - это верховенство закона, соблюдение прав человека и основных свобод, приверженность принципам рыночной экономики.
Для Беларуси это означает: реформа избирательного права по стандартам ОБСЕ и применение нового законодательства уже на следующих выборах, гарантии свободы слова, собраний, улучшение законов в сфере регистрации НПО, а также решение проблемы политзаключенных.
Степень сотрудничества с Беларусью в рамках "Восточного партнерства" будет зависеть от прогресса в выполнении условий ЕС, оценку которому европейские структуры дадут уже в октябре.
В то же время, как рассказал "Салiдарнасцi" руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, бюджет "Восточного партнерства" можно оценить в сумму порядка 7 миллиардов евро, учитывая, что часть программ, которые были запущены ранее, сейчас также проходят под эгидой "Восточного партнерства".
- Встает вопрос, который пока остается открытым: готова ли наша страна представлять проекты, сотрудничать с другими странами, чтобы эти деньги инвестировать у себя, - отмечает эксперт. - На сегодняшний день идет переговорный процесс. Темы совершенно разные – от энергетики и транспортной инфраструктуры до экологии, трудовой миграции. Обсуждаются вопросы, связанные с проблемой противодействия торговле наркотиками.
Все это программы государственные. По словам Романчука, элемент гражданского общества там незначительный.
Поэтому и ответственность за то, в какой степени они будут поддержаны и профинансированы, лежит на государстве.
По мнению эксперта, есть и еще один момент, исходя из которого Беларуси следовало бы поторопиться. В ЕС уже реализуется еще один масштабный проект – "Южный Союз". А время президентства Швеции в Европейском Союзе заканчивается, и, по мнению Ярослава Романчука, потом в ЕС будут председательствовать несколько стран, которые, по всей видимости, постараются перетянуть одеяло на другой проект, который является своеобразным конкурентом "Восточному партнерству" – это поддержка южных регионов.
- Получается такая ситуация: Польша, Швеция, Литва, как члены ЕС являются активными двигателями программ "Восточного партнерства", - поясняет Романчук. - Я думаю, что 1 января будут такие аргументы -- и так Восточная Европа получила огромное количество ресурсов, а потому на каждый выделяемый для её поддержки евро необходимо тратить 2 евро для поддержки южных регионов.
То есть следует иметь в виду, что не все так однозначно приоритетно для "Восточного партнерства". Беларусь в данной ситуации должна понимать, что никто её ждать не будет. Это не означает, что за Беларусью закреплена какая-то часть денег, и эта часть будет её, независимо от того, что она будет делать. Это как раз вопрос координации внешнеполитической деятельности, дипломатических усилий, вопрос соответствия стандартам при реализации таких проектов, - считает Ярослав Романчук.
По мнению эксперта, пока не видно "адекватной подготовки наших властей к тому, чтобы эти деньги использовать, привлечь в страну".
- Хотя они действительно являются очень важными источниками, не столько финансовыми - они не заменят частные инвестиции - но это будет очень хороший сигнал, сигнал для людей, для инвесторов, для малого бизнеса. Они увидят, что программа сотрудничества с МВФ хорошо реализуется, "Восточное партнерство" реализуется, есть еще целый ряд программ, например с Европейским банком реконструкции и развития. Это будет означать движение на Запад. Но пока это все на уровне деклараций, - заключает эксперт.