Молчание ЕГУ
В Вильнюсе у Лукашенко были все поводы для бравады. Какая диктатура? С протестом во время дебютного визита вышло всего 15 человек. Акцию провели литовские молодые консерваторы, а не студенты и преподаватели ЕГУ.
С открытием лукашенковского режима в Европе появляются и новые способы поднимать вопросы о несправедливостях и паскудствах, а также о неотъемных правах и свободах.
Креатив авторов бело-красно-белого флага напротив Сейма тронул. Публичный протест — это также форма коммуникации с режимом и обществом, чего на словах добивается гражданское общество.
Встать лицом к лицу с Лукашенко, прокричать ему – тоже диалог. Если Лукашенко испугается фейс-ту-фейса, послание донесут свободные СМИ отсюда и оттуда.
Не только «Долой диктатуру», не конечно «Убийцы ответят за Гончара». В Вильнюсе не звучало даже «Мы хотим учиться в Беларуси».
Может, на самом деле, не хотят?..
Кроме сотен студентов ЕГУ, в Вильнюсе действует Белорусский дом прав человека. Общество белорусской культуры ставит своей целью защиту национальной идентичности.
В большинстве случаев причины пассивности не в «политбизнесе», а в преодолении стереотипов поведения — пассивных, колониальных, «кухонных». И страха тоже. Страха, который мы из Беларуси везем в себе в Свободный мир, одеваем в «Акрополисе», кормим французскими сырами.
С другой стороны, многим сегментам независимого общества комфортно жить так, как живется. Авторитарный режим и их лишил конкуренции. Антидот на такой паразитизм единственный — иной личный этос.
Уроженец Минска, редактор парижской «Культуры» поляк Ежи Гедройц говорил: «Если стену ничем не пробить, ее надо пробивать собственной головой».