Выйти из тени
Выйти из тени
Есть мнение, что в теневой экономике работают крутые подпольные бизнесмены, ворочающие миллионами долларов и не желающие платить налоги. Еще «теневики» торгуют наркотиками, продают оружие и выводят на панель проституток.
Но если посмотреть на теневую экономику более объективно, то ситуация выглядит не такой уж мрачной. Этот сектор хозяйственной деятельности нужно отличать от криминала. Для борьбы с наркотиками и другими серьезными преступлениями, наносящими вред здоровью людей и создающими серьезную угрозу государству, нельзя жалеть денег. Но, на мой взгляд, такую преступную деятельность нельзя относить к теневой экономике.
На самом деле теневая экономика — это не учтенная статистикой производственная и торговая деятельность. В советском мультфильме зверята испугались, когда их сосчитали. Не по возрасту сообразительные были персонажи. Наверное, понимали, что если их посчитают, то обложат налогами. У любого государства есть особенность — оно хочет иметь свою долю от любой деятельности.
Почему в наших магазинах товары зачастую дороже, чем в соседних странах? Потому что на них начисляется много налогов, которые удорожают товары. Вдобавок наша налоговая система очень жесткая. Она одинаково сурово наказывает и за уклонение от уплаты налогов, и за ошибки в их исчислении. В результате кое у кого сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и частичному переводу деловой активности в тень.
Другая причина работы в теневой экономике — чрезмерное вмешательство контролирующих органов. Сложные процедуры согласования цен, сертификации, лицензирования способны отбить всякий интерес к законопослушной предпринимательской деятельности. Проще работать без официальной регистрации. Это касается, в частности, ремонта под ключ квартир и автомобилей, частного извоза, аренды квартир, ввоза и реализации автозапчастей, поставки товаров из третьих стран. Чрезмерное вмешательство государственных органов в экономику приводит к искусственному неравенству предприятий различных форм собственности, приносит (прямо или косвенно) выгоды одним и потери другим, что также создает благоприятные условия для роста теневой экономики.
К сожалению, иногда в теневую экономику буквально заталкивают. Скажем, начинаешь бессмысленную и бесперспективную борьбу с потребительским импортом, не ровен час — увеличится размер теневой экономики. Ведь волевые решения не отменят спрос на модные и красивые товары. Такие товары будут и дальше покупать, но уже не в официальных магазинах...
Помнится, в восьмидесятые годы я поехал в Вильнюс и купил на «черном» рынке за большие деньги модные импортные туфли. Сколько было радости! Потом теневой рынок пришел и к нам: джинсы и другие дорогостоящие обновки приносили прямо на дом. Неужели кому–то хочется, чтобы старые времена дефицита хороших товаров вернулись обратно?
Это только иллюзия, что приказным методом можно решить любую проблему. Мировой опыт показывает, что теневая экономика начинает расти именно там, где вводится много запретов. Причем зарубежные исследователи считают, что такие запреты вводятся не просто так, а из корыстных интересов. Я не согласен с таким подходом и считаю, что обычно наши чиновники стараются по долгу службы и в меру разумения своих обязанностей. Хотя нельзя отрицать и наличие фактов коррупции, которая также относится к теневой экономике.
Велика ли у нас теневая экономика? Ее размер любят считать налоговики и потом объявлять, какие гигантские суммы проходят мимо бюджета. По их подсчетам, в предпринимательском секторе неучтенными остаются примерно 10 — 15 процентов от ВВП страны. Пересчитав по действующим налоговым ставкам, они объявляют потери бюджета в сумме 5 — 6 трлн. руб. Это большая сумма. Правда, у меня есть сомнение. В теневом секторе в основном работают индивидуальные предприниматели, а их налогообложение слабо зависит от оборотов. Поэтому реально потери для бюджета могут быть гораздо меньше. Проблему создают скрытые от налогообложения коррупционные сделки, вывоз капиталов за границу, другие формы теневой экономики, из–за которых совокупная величина теневого сектора оценивается до 30 процентов к ВВП. Поэтому по примеру героев из книги/фильма «Ночной дозор» хочется объявить: «Всем выйти из тени!»
Для вывода хозяйственной деятельности из тени, конечно, придется немало постараться. Проще ситуация с мелкими предпринимателями. Они бы охотно работали открыто. Но у них просто нет капиталов для легального бизнеса. Ведь содержание официальных магазинов стоит немалых денег. И обслуживают они не слишком богатых покупателей, вынужденных покупать более дешевый товар, часто без реальной гарантии. Таким предпринимателям нужно помочь, а не рубить с плеча. Было бы правильным предоставлять им муниципальные площади по льготным арендным ставкам, больше создавать бизнес–инкубаторов, развивать мини–кредитование. Облегчение условий работы на легальном рынке позволило бы снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики, а также выравнять конкурентные условия для всех поставщиков товаров.
Для сокращения теневого экономического оборота и привлечения в экономику дополнительных средств, возможно, стоило бы провести и амнистию незаконно вывезенных капиталов. Условие должно быть одно — деньги должны вернуться и работать в легальной экономике.
Автор публикации: Александр ЛУЧЕНОК