Похищение Гончара и Красовского: властям есть, что скрывать

Источник материала:  
16.09.2009 12:19 — Новости Политики

Несмотря на наличие доказательств и показаний свидетелей, виновные в похищении оппозиционеров не наказаны.

Председатель Центральной избирательной комиссии Виктор Гончар и бизнесмен Анатолий Красовский были похищены неизвестными 16 сентября 1999 года. Они вместе возвращались с бани по улице Фабричной в Минске. Позже недалеко от места их насильственного исчезновения были найдены осколки стекла автомобиля, принадлежавшего Красовскому. На осколках – кровь. Геномная экспертиза с вероятностью 99,9998% установила, что кровь принадлежит Виктору Гончару.

В средствах массовой информации сообщали, что нашелся свидетель, который в день исчезновения Гончара и Красовского возле бани видел красный автомобиль «БМВ», в котором сидели три человека. А женщина, которая работала в бане, вспомнила, что слышала крики о помощи, шум, мужские голоса.

Однако официальное следствие заявило, что «граждане Гончар и Красовский были похищены и увезены в неизвестном направлении. Установить их дальнейшее местонахождение не представляется возможным…».

Позже появились свидетельства причастности белорусских властей к исчезновению активных оппонентов режима Лукашенко.

Бывший начальник Главного управления Криминальной милиции Министерства внутренних дел Беларуси генерала Николай Лопатик в своем рапорте на имя министра МВД сообщил подробности похищения Виктора Гончара, Анатолия Красовского и исчезнувшего за несколько месяцев до них экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко:

«Акция захвата и дальнейшего уничтожения Захаренко осуществлялась группой военнослужащих спецназа во главе с Павличенко (командир военной части 3214). По аналогичной комбинации 16.09.1999 года Павличенко и его группа провели акцию захвата и уничтожения В. Гончара и А. Красовского. Планируемое место захоронения трупов – спецучасток на Северном кладбище».

Как утверждал бывший начальник минского СИЗО №1 Олег Алкаев, оппозиционеры Гончар, Красовский и Захаренко были убиты из так называемого расстрельного пистолета, который выдавался по приказу бывшего министра внутренних дел Юрия Сивакова.

Спецдокладчик Парламентской ассамблее Совета Европы, проведя независимое расследование обстоятельств исчезновения в Беларуси Виктора Гончара и Анатолия Красовского, в докладе «Исчезнувшие люди Беларуси», заявил:

«Расстрельный пистолет, который хранился у господина Алкаева, которым осуществлялись смертные приговоры, дважды выдавался в периоды, которые совпадают с исчезновениями Захаренко 7 мая 1999 года, Гончара и Красовского 16 сентября 1999 года. Власти не могут предоставить объяснении временных конфискаций пистолета».

После того, как следственная группа, состоящая из сотрудников МВД, КГБ и прокуратуры, вышла на похитителей оппозиционеров и был арестован командир СОБРа Дмитрий Павличенко, последовали отставки генпрокурора и председателя КГБ. Павличенко же был освобожден по личному указанию Александра Лукашенко.

Сегодня о необходимости прояснить судьбу исчезнувших белорусских оппозиционеров постоянно заявляет международное сообщество. Требование раскрыть правду об их исчезновении содержится в резолюциях Комиссии ООН по правам человека, Парламентских ассамблей Совета Европы и ОБСЕ.

Ряду высокопоставленных белорусских чиновников, в частности экс-министру внутренних дел Владимиру Наумову, бывшему секретарю Совета безопасности Виктору Шейману, бывшему руководителю МВД Юрию Сивакову и экс-командиру СОБРа Дмитрию Павличенко запрещен въезд в страны Евросоюза и США из-за подозрений в их причастности к похищениям оппозиционеров.

Однако расследование дел о похищении белорусских оппозиционеров не сдвинулось с мертвой точки.

«Я очень скептически отношусь к вероятности того, что нынешние белорусские власти проведут объективное расследование. На простой вопрос, почему этого не сделано за 10 лет – есть простой ответ: правда не нужна этой власти. Но правда есть – она и в докладе Христоса Пургуридеса, она и в рапорте генерал Лопатика, она и в материалах постановления о приостановлении предварительного следствия от 20 января 2002 года, написанного следователем Чумаченко. Это реальные документы, написанные и подписанные официальными людьми на основании реальных фактов. Это не фантазии, которые рано или поздно исчезнут, эти документы – правда о том, что произошло 10 лет назад. Есть правда – будет и правосудие. У таких преступлений нет сроков давности», -- заявила в интервью www.charter97.org вдова похищенного бизнесмена и общественного деятеля Ирина Красовская, возглавляющая сейчас фонд «Мы помним».

←"Время новостей": "Тройственный карман"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика