Беларусь-Европа: полушаги навстречу
Уголовное наказание за деятельность от имени незарегистрированной организации власти могут заменить административной ответственностью. Такой полумерой, отмечают эксперты, официальный Минск пытается создать видимость демократических преобразований в Беларуси.
Скандально известная статья 193-1
Уголовного кодекса вступила в силу незадолго до
президентских выборов 2006 года. Она предусматривает
ответственность (штраф, арест на срок до шести месяцев
или лишение свободы на срок до двух лет) за организацию
деятельности либо участие в деятельности политической
партии, иного общественного объединения, религиозной
организации или фонда, не прошедших в установленном
порядке государственную регистрацию.
Первыми жертвами этой статьи стали
члены незарегистрированной организации «Партнерство»,
которые пытались осуществить независимое наблюдение за
подсчетом голосов в ходе выборов. Всего, по оценкам
правозащитников, эта статья была применена в отношении 17
человек, в том числе членов «Молодого фронта».
На прошлой неделе белорусские СМИ
опубликовали ответ Министерства юстиции на обращение
международного негосударственного объединения
«Гражданская Беларусь» (Чехия). В письме за подписью
заместителя министра юстиции Игоря Тушинского отмечается,
что «на текущем этапе предполагается исключить из статьи
193-1 УК норму об ответственности за организацию
деятельности либо участие в деятельности политической
партии, иного общественного объединения, религиозной
организация или фонда, не прошедших в установленном
порядке госрегистрацию, заменив уголовную ответственность
за данные деяния административной ответственностью».
Как отметил политолог Юрий Чаусов,
формулировки в письме Министерства юстиции не слишком
конкретны. «Дело в том, что возможность отмены одиозной
уголовной статьи только рассматривается неназванными
органами. Но тот факт, что государство впервые признало
существование проблемы и прислушалось к мнению
многочисленных критиков ненормальной правовой ситуации -
уже большое достижение», - сказал он в интервью БелаПАН.
Чаусов отметил, что наилучшим
вариантом стала бы полная отмена статьи. «Это приблизило
бы Беларусь к европейским стандартам регулирования
гражданского общества. Но государство выбирает
промежуточный вариант: деятельность незарегистрированных
организаций перестанет быть уголовным преступлением,
однако останется незаконной», - подчеркнул эксперт.
По мнению политолога Дениса
Мельянцова, возможное смягчение ответственности за
деятельность от имени незарегистрированной организации
лежит «в русле торга» между Беларусью и Евросоюзом.
Эксперт напомнил, что вскоре ЕС вернется к рассмотрению
вопроса о судьбе визовых санкций в отношении белорусских
чиновников.
«Подходит новый срок получения
Беларусью зачета от ЕС. Минску нужно показать, что за
прошедший период было что-то сделано для улучшения
ситуации с правами человека, с демократией. А предъявлять
фактически нечего: ситуация почти не меняется,
институциональная база внутри страны никак не меняется»,
- сказал Мельянцов.
По его мнению, власти решили
пожертвовать «тем, что и так не выполняется». Мельянцов
напомнил, что после уголовных процессов 2006 года статья
193-1 не применялась. «На сегодняшний день фактически
действует мораторий на ее применение», - подчеркнул
политолог.
Мельянцов полагает, что в дальнейшем
власти намерены продолжать использовать стратегию отказа
от незначительных вещей. После отмены статьи, которая и
так не применяется, может быть введен и мораторий на
смертную казнь, потому что «это ни к чему не обязывает, а
мораторий всегда можно будет отменить».
«В связи с тем, что белорусские власти
не готовы изменять избирательное законодательство,
улучшать ситуацию со СМИ и политическими партиями, они
пытаются откупиться, продемонстрировать какую-то динамику
хотя бы такими шагами», - подчеркнул Мельянцов. Он
считает: если уголовная ответственность в случае с
незарегистрированными организациями будет заменена на
административную, этот шаг будет представляться
белорусскими властями как «огромное достижение в области
прав человека».
Окончательно убирать из
законодательства статью об ответственности за
деятельность от имени незарегистрированной организации
пока не собираются, ведь надо «что-то оставить и на
потом». «Сначала статья будет переведена в
административную плоскость, затем, если не очень хорошие
переговорные позиции будут у официального Минска, можно
будет эту статью отменить или как-то ее заменить, -
предполагает Мельянцов. - Естественно, что Лукашенко как
хороший политический торговец никогда все сразу не
отдаст. Он будет торговаться до последнего. Все делается
под давлением со стороны ЕС и очень медленно».
Говоря о визовых санкциях ЕС в
отношении белорусских чиновников, Мельянцов прогнозирует,
что будет продлен период их заморозки. «Возвращение этих
санкций станет потерей лица для ЕС, который пошел на
изменение своей стратегии и тактики в отношении Беларуси,
попытался втянуть страну в европейские проекты и
программы - и, получается, опять просчитался. Вряд ли ЕС
может допустить такое. Если они сейчас восстановят
санкции, это будет явный откат и удар по имиджу
Брюсселя», - сказал политолог.
По мнению эксперта, в ЕС сделают вид,
что «небольшие уступки Минска являются существенными
шагами по сближению с Евросоюзом, по улучшению ситуации с
демократией и правами человека в стране».
«Думаю, что ЕС просто закроет глаза
на то, что было не сделано, и учтет то немногое, что было
сделано», - подчеркнул эксперт.
При этом он отметил, что «кое-какие
рычаги» для влияния на страну у ЕС остались. «Беларусь
становится все более и более зависимой от Запада вообще и
от Европы в частности, - сказал Мельянцов. - Сейчас
Минску очень нужны деньги, и Международный валютный фонд
фактически спасает белорусскую экономику. Если Россия
отдаляется, вытесняет белорусские товары с рынков, строит
обходные пути транзита ресурсов, то ЕС, напротив,
втягивает Беларусь в программу «Восточное партнерство»,
обещает инвестиции, поддержку в МВФ».
По мнению Мельянцова, белорусские
власти и впредь будут стараться заполучить финансовую
поддержку при сохранении политической и военной поддержки
со стороны России. «По большому счету, Лукашенко
планирует участвовать в следующих президентских выборах
на таких условиях: поддержка экономики Беларуси с Запада,
военно-политическая поддержка с Востока», - считает
эксперт.
«Мое персональное ощущение, что в брюссельских кабинетах стала мейнстримом стратегия втягивания. Там все понимают, что если на Беларусь никакими другими способами невозможно влиять, то для сохранения каких-то последних рычагов воздействия нужно по меньшей мере разговаривать с белорусской властью. А программа-максимум - через различные проекты, сначала экономического и социального толка, подцепить Беларусь на этот крючок, чтобы она все больше и больше была в своих действиях ограничена различными правилами игры в рамках европейских программ», - сказал Мельянцов.