Навстречу Европе Беларусь пытается идти огромными полушагами
Уголовное наказание за деятельность от имени незарегистрированной организации власти могут заменить административной ответственностью. Такой полумерой, отмечают эксперты, официальный Минск пытается создать видимость демократических преобразований в Беларуси.
Скандально известная статья 193-1 Уголовного кодекса вступила в силу незадолго до президентских выборов 2006 года. Она предусматривает ответственность (штраф, арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет) за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию.
Первыми жертвами этой статьи стали члены незарегистрированной организации «Партнерство», которые пытались осуществить независимое наблюдение за подсчетом голосов в ходе выборов. Всего, по оценкам правозащитников, эта статья была применена в отношении 17 человек, в том числе членов «Молодого фронта».
На прошлой неделе белорусские СМИ опубликовали ответ Министерства юстиции на обращение международного негосударственного объединения «Гражданская Беларусь» (Чехия). В письме за подписью заместителя министра юстиции Игоря Тушинского отмечается, что «на текущем этапе предполагается исключить из статьи 193-1 УК норму об ответственности за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организация или фонда, не прошедших в установленном порядке госрегистрацию, заменив уголовную ответственность за данные деяния административной ответственностью».
Как отметил политолог Юрий Чаусов, формулировки в письме Министерства юстиции не слишком конкретны. «Дело в том, что возможность отмены одиозной уголовной статьи только рассматривается неназванными органами. Но тот факт, что государство впервые признало существование проблемы и прислушалось к мнению многочисленных критиков ненормальной правовой ситуации — уже большое достижение», — сказал он в интервью БелаПАН.
Чаусов отметил, что наилучшим вариантом стала бы полная отмена статьи. «Это приблизило бы Беларусь к европейским стандартам регулирования гражданского общества. Но государство выбирает промежуточный вариант: деятельность незарегистрированных организаций перестанет быть уголовным преступлением, однако останется незаконной», — подчеркнул эксперт.
По мнению политолога Дениса Мельянцова, возможное смягчение ответственности за деятельность от имени незарегистрированной организации лежит «в русле торга» между Беларусью и Евросоюзом. Эксперт напомнил, что вскоре ЕС вернется к рассмотрению вопроса о судьбе визовых санкций в отношении белорусских чиновников.
«Подходит новый срок получения Беларусью зачета от ЕС. Минску нужно показать, что за прошедший период было что-то сделано для улучшения ситуации с правами человека, с демократией. А предъявлять фактически нечего: ситуация почти не меняется, институциональная база внутри страны никак не меняется», — сказал Мельянцов.
По его мнению, власти решили пожертвовать «тем, что и так не выполняется». Мельянцов напомнил, что после уголовных процессов 2006 года статья 193-1 не применялась. «На сегодняшний день фактически действует мораторий на ее применение», — подчеркнул политолог.
Мельянцов полагает, что в дальнейшем власти намерены продолжать использовать стратегию отказа от незначительных вещей. После отмены статьи, которая и так не применяется, может быть введен и мораторий на смертную казнь, потому что «это ни к чему не обязывает, а мораторий всегда можно будет отменить».
«В связи с тем, что белорусские власти не готовы изменять избирательное законодательство, улучшать ситуацию со СМИ и политическими партиями, они пытаются откупиться, продемонстрировать какую-то динамику хотя бы такими шагами», — подчеркнул Мельянцов. Он считает: если уголовная ответственность в случае с незарегистрированными организациями будет заменена на административную, этот шаг будет представляться белорусскими властями как «огромное достижение в области прав человека».
Окончательно убирать из законодательства статью об ответственности за деятельность от имени незарегистрированной организации пока не собираются, ведь надо «что-то оставить и на потом». «Сначала статья будет переведена в административную плоскость, затем, если не очень хорошие переговорные позиции будут у официального Минска, можно будет эту статью отменить или как-то ее заменить, — предполагает Мельянцов. — Естественно, что Лукашенко как хороший политический торговец никогда все сразу не отдаст. Он будет торговаться до последнего. Все делается под давлением со стороны ЕС и очень медленно».
Говоря о визовых санкциях ЕС в отношении белорусских чиновников, Мельянцов прогнозирует, что будет продлен период их заморозки. «Возвращение этих санкций станет потерей лица для ЕС, который пошел на изменение своей стратегии и тактики в отношении Беларуси, попытался втянуть страну в европейские проекты и программы — и, получается, опять просчитался. Вряд ли ЕС может допустить такое. Если они сейчас восстановят санкции, это будет явный откат и удар по имиджу Брюсселя», — сказал политолог.
По мнению эксперта, в ЕС сделают вид, что «небольшие уступки Минска являются существенными шагами по сближению с Евросоюзом, по улучшению ситуации с демократией и правами человека в стране».
«Думаю, что ЕС просто закроет глаза на то, что было не сделано, и учтет то немногое, что было сделано», — подчеркнул эксперт.
При этом он отметил, что «кое-какие рычаги» для влияния на страну у ЕС остались. «Беларусь становится все более и более зависимой от Запада вообще и от Европы в частности, — сказал Мельянцов. — Сейчас Минску очень нужны деньги, и Международный валютный фонд фактически спасает белорусскую экономику. Если Россия отдаляется, вытесняет белорусские товары с рынков, строит обходные пути транзита ресурсов, то ЕС, напротив, втягивает Беларусь в программу «Восточное партнерство», обещает инвестиции, поддержку в МВФ».
По мнению Мельянцова, белорусские власти и впредь будут стараться заполучить финансовую поддержку при сохранении политической и военной поддержки со стороны России. «По большому счету, Лукашенко планирует участвовать в следующих президентских выборах на таких условиях: поддержка экономики Беларуси с Запада, военно-политическая поддержка с Востока», — считает эксперт.
«Мое персональное ощущение, что в брюссельских кабинетах стала мейнстримом стратегия втягивания. Там все понимают, что если на Беларусь никакими другими способами невозможно влиять, то для сохранения каких-то последних рычагов воздействия нужно по меньшей мере разговаривать с белорусской властью. А программа-максимум — через различные проекты, сначала экономического и социального толка, подцепить Беларусь на этот крючок, чтобы она все больше и больше была в своих действиях ограничена различными правилами игры в рамках европейских программ», — сказал Мельянцов.