"Время Союза": "МАЗ притормозил, но не остановился"
Кризис не обошел стороной и Минский автозавод. Спрос на продукцию предприятия снизился, в результате чего выросли складские запасы готовой продукции. В нынешнем году МАЗ планирует собрать более 10 тысяч автомобилей (в 2008-м было выпущено более 23 тысяч). Однако трагедии из этого на заводе не делают.
В сложившейся ситуации МАЗ делает ставку на производство специальной техники - автокранов, автоцистерн, мусоровозов. Спрос на нее достаточно велик. Также прорабатывается проект по организации на предприятии сборочного производства недорогих легковых автомобилей. По словам Николая Костеня, в настоящее время обсуждается вариант сотрудничества с одним из китайских автопроизводителей, с которым подписан протокол о намерениях. Сейчас рассматриваются финансовые инструменты данного проекта. Правда, в свете мирового финансового кризиса реализовать такой инвестиционный проект непросто, поэтому МАЗ ведет переговоры о сотрудничестве и с другими зарубежными компаниями.
Впрочем, производство легковых автомобилей - это дело хоть и недалекого, но будущего. Пока же на МАЗе работают над созданием грузовых автомобилей, которые соответствовали бы самым высоким европейским стандартам. Минский автомобильный завод уже сегодня готов предложить требовательному европейскому потребителю технику с двигателями экологического стандарта Евро-5, которая прошла все необходимые испытания. Также ведется постоянная работа над рестайлингом старых моделей МАЗа. Так, ежегодно в конструкцию популярных моделей грузовиков МАЗа вносится порядка 300-400 изменений. Данные конструкторские решения придают технике более высокие потребительские свойства. За последние месяцы на предприятии появилось свыше 60 новых моделей и модификаций техники. Сейчас на заводе стремятся разрабатывать новую технику, способную успешно функционировать в сложных климатических условиях. Подготовлено целое семейство автомобилей МАЗ, готовых непрерывно работать в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока. Эти машины отличаются высокой проходимостью и надежностью. Среди новинок МАЗа - семейство автомобилей с колесной формулой 8х4, которые можно использовать практически в любом регионе земного шара.
Во втором полугодии на предприятии намерены отойти от практики работы на склад и значительно сократить запасы готовой продукции в складах, где сейчас находится около 3 тысяч единиц техники. Ежедневно ведется отгрузка автомобилей дилерам, у которых за последнее время сократились запасы белорусских самосвалов. В дальнейшем автозавод если и будет работать на склад, то - на консигнационный. ОАО «МАЗ» первым среди белорусских предприятий создало консигнационные склады на территории союзного государства.
Три таких склада уже работают в Москве, Ростове-на-Дону и в Челябинске. Особенность консигнационного склада заключается в том, что товар хранится под особым таможенным контролем, но без взимания соответствующих налогов. Однако как только автомобиль находит своего покупателя, сразу же производятся все необходимые платежи. При этом право собственности на товар, поступивший на консигнационный склад, остается за экспортером до момента продажи.
Россия является не только основным рынком сбыта белорусских самосвалов, но и ведущим производственным партнером МАЗа. Минский автозавод и Ярославский моторный завод уже давно и плодотворно сотрудничают. В июле в Ярославле состоялась презентация автотехники ОАО «МАЗ», оснащенной новыми силовыми агрегатами Ярославского моторного завода «Группы ГАЗ». Как сообщили в пресс-центре Минского автозавода, основой презентации стали автомобили МАЗ с двигателем ЯМЗ-650. В качестве перспективного продукта сотрудничества российских и белорусских машиностроителей, экспертам и потребителям впервые был представлен самосвал МАЗ-6501B5 с мотором ЯМЗ-536 экологического стандарта Евро-4.
ОАО «МАЗ» и ОАО «Автодизель» впервые представили седельный тягач с рядным двигателем ЯМЗ в 2007 г. На сегодняшний день белорусское предприятие освоило выпуск целого ряда автотехники, оснащенной ярославскими силовыми агрегатами. Первые партии седельных тягачей для магистральных перевозок, укомплектованные новым ярославскими двигателями, уже нашли своих потребителей в России и Белоруссии, продемонстрировав улучшенные эксплуатационные характеристики.
Производители создают наиболее благоприятные условия для эксплуатации техники с двигателями ЯМЗ-650, включая тщательный контроль от момента производства до полного технического сопровождения изделия на всех этапах эксплуатации. С начала нынешнего года проводятся мероприятия поднадзорной эксплуатации тягачей МАЗ-5440А9 на базе автопредприятия ООО «ТК Кобилев» (г. Абакан). Получаемые при этом результаты становятся предметом регулярных обсуждений, проводимых специалистами конструкторских и сервисных подразделений обоих предприятий.
В Ярославле впервые был представлен (в качестве перспективного продукта сотрудничества российских и белорусских машиностроителей) самосвал МАЗ-6501B5 с мотором ЯМЗ-536 экологического стандарта Евро-4. Это шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 6,7 литра, мощностью 312 л.с. В настоящее время ведется строительство нового завода для производства двигателей ЯМЗ-530, с предполагаемой датой начала серийного производства в 3-м квартале 2010 г. Испытания нового двигателя успешно проходят с апреля этого года.
При всей значимости российского рынка для Минского автозавода, предприятие стремится расширить географию поставок своей продукции. По соотношению «цена-качество» белорусские грузовики конкурентоспособны с аналогичной техникой западноевропейских автопроизводителей. Поэтому МАЗы сегодня востребованы как на традиционных для предприятия рынках стран СНГ, так и на пока мало освоенных - на Ближнем Востоке, в странах Африки и Латинской Америки. Недавно достигнута договоренность о поставке машин в Конго, увеличатся продажи во Вьетнам. В целом же, во втором полугодии МАЗ планирует увеличить в 3,7 раза поставки своей техники в Африку, в 1,5 раза - в Латинскую Америку. На предприятии предполагают, что увеличится экспорт автомобилей и автобусов в страны Евросоюза. Этому способствует и тот факт, что основные конкурента МАЗа из-за мирового финансового кризиса значительно сократили объемы собственного производства.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в работе Минского автозавода, говорить о выходе предприятия из кризиса пока преждевременно. Как отметил Николай Костень, есть предпосылки к тому, что во втором квартале 2010 года можно будет ожидать некоторое оживление на автомобильном рынке, что позволит заводу улучшить свою производственную программу. Кроме того, МАЗ рассчитывает на льготирование процентных ставок на кредиты при покупке белорусских автомобилей в России. Такую возможность сейчас обсуждают Министерство финансов Белоруссии и Сбербанк России.
Александр ЮРИН, "Время Союза".