Хенрик Литвин: Чем меньше чиновников, тем меньше затрат на них
Посол Республики Польша в Республике Беларусь Хенрик Литвин рассказал о том, как поляки преодолевают кризис, почему продукты в Польше дешевле, чем в Беларуси, о рабочих и приграничных поездках белорусов в Польшу.
- Складывается впечатление, что
Польшу меньше всего затронул кризис. Так ли это?
- Об этом надо говорить осторожно. Еще посмотрим, как
будет развиваться обстановка. Пока у нас нет падения
национального валового продукта. Только у двух стран
Европы такая ситуация: у Польши и Кипра. Я не экономист,
и ответить трудно, почему так происходит. Мне кажется,
это связано со структурой производства в Польше.
Большинство наших компаний - это небольшие, средние
фирмы, на которые меньше влияет банковский кризис. Они
его переживают лучше.
Но это не значит, что нет проблем. В финансовой и
банковской сферах, конечно, кризис есть. Сейчас намного
тяжелее найти кредит. И условия не такие удобные, как
раньше. Два года назад в Польше банки просто боролись за
клиента. Сейчас и предприятиям, и частным лицам надо
поработать, чтобы получить кредит. Но возможность есть.
Кризис повлиял на то, что сейчас больше кредитов в
польских злотых, чем в других валютах.
- Давно мучает вопрос: почему, на ваш взгляд, продукты в
Польше дешевле, чем в Минске? И рыба дешевле, и свинина,
и курятина, и фрукты. Это такая политика государства -
обеспечить населению доступные цены на питание?
- По-моему, потому дешевле, что у нас отсутствует
политика государства в этом направлении. Это весь ответ.
- Недавно прочел о том, что в Польше значительно сократят
госчиновников. Сильно сказался кризис или госслужащих
много развелось?
- Связано и с кризисом, и с политикой этого
правительства, которое и раньше говорило о "дешевом"
государстве. Чем меньше чиновников, тем меньше затрат на
них. Но нужно найти правильный путь. Все-таки
государственные чиновники делают то, что гражданам нужно.
Стремление к более "дешевому" государству не означает,
что одновременно, например, в министерстве внутренних дел
или иностранных дел 10% сотрудников сократят. У нас много
таких государственных структур, некоторые функции которых
можно передать частным компаниям.
- Ежегодно Польша приглашает белорусов на сезонные
работы. А можно ли устроиться на постоянную работу в
Польше и что для этого нужно?
- Это очень легко, на самом деле! Надо найти
работодателя, который в вас заинтересован. Он готовит
документы, и соответствующие структуры дадут
подтверждение. Это не забота белорусского гражданина. На
основе подтверждения в консульстве можно получить рабочую
визу. Не всегда для работы нужны международные дипломы.
- Планируется ли упростить получение визы для тех, кто не
бронирует гостиницу, а просто едет на день или два купить
что-то и погулять?
- В целом мы работаем над тем, чтобы больше открыться для
поездок белорусов к нам. Я знаю, что после первых недель
существования Польши в режиме Шенгена было слишком много
проблем. С тех пор некоторые граждане Беларуси считают,
что у нас сложнее получить визу. Но стоит попробовать еще
раз. Многие вопросы уже сняты.
- Когда белорусы, которые живут в приграничных районах,
смогут ездить в Польшу без виз?
- Соглашение о приграничных поездках подготавливается.
Сейчас делаются последние поправки. Я надеюсь, что оно
начнет действовать в начале следующего года. Зона точно
определена в документе. В исходном варианте это было 30
километров. С них начали работу и включали конкретные
сельские с вашей стороны округи, а с нашей стороны глены.
- Как часто вы выдаете национальные визы? И в каких
случаях ставите шенген, а в каких - национальные? Они
ведь дешевле.
- Мы ставим визы по желанию заинтересованных. Кто хочет
шенген, тот его получает. Кто желает национальную визу,
обращается за ней. И в соответствии с этим человек
готовит документы. Мы заметили, что желающих получать
именно национальные визы не так много. Бывает, что
выгоднее собрать больше документов и доплатить за шенген,
но получить возможность путешествовать по всей Европе. В
год мы выдаем примерно около 10% национальных виз.
- Можно ли получить "Карту поляка", если трудно доказать,
что были предки с польским гражданством?
- Можно получить "Карту поляка" на основе документа из
организации Союз поляков, если человек активно участвовал
в его работе. Конечно, не стоит забывать, что в Беларуси
существует два союза поляков. И только один из них может
помочь в этом случае. Я имею в виду союз, который
возглавляет Анжелика Борис.
- Последний раз консервацию и укрепление известного
Кревского замка произвели польские власти в 1937-1939
годах. С тех пор только студенты-волонтеры пытались
вмешаться в процесс разрушения стен замка. Учитывая
определенный интерес польских туристов к этой местности,
планируются ли совместные проекты по сохранению общего
исторического наследия?
- Планируются совместные проекты по сохранению общего
исторического наследия. Некоторые уже реализуются. Не
надо забывать, что этих мест очень много. Практически
все, что возникало с XIV по XVIII век, можно считать
нашим совместным культурным наследием. И огромный интерес
с польской стороны к нему есть.
Есть вещи, которыми мы уже занимаемся. Например,
Кафедральным костелом в Гродно или костелом в Несвиже.
Есть проекты, по которым мы только собираемся работать.
Пока о Кревском замке ничего конкретного мы не говорим.
Это особое место. Хорошо, если бы здесь соединились
усилия не только поляков и белорусов, но и литовцев.
Надеюсь, это будет возможным. Я был там недавно и знаю,
как он выглядит…
- Много говорили про Августовский канал. Он уже
функционирует? Приезжают ли туда туристы из Польши? Может
быть, есть какие-то интересные туристические проекты в
планах?
- Трудно сказать, что Августовский канал как большой
туристический проект уже работает. Еще многое надо
сделать для того, чтобы весь маршрут проплывали
экскурсионные судна. С нашей точки зрения, надо делать
все так, чтобы не утратить достопримечательности региона.
Лучше развивать агротуризм, чем строить большие
гостиницы.
По поводу планов. Совместная история дает возможность
организовать огромное количество маршрутов для учеников
обеих стран. Но надо развивать инфраструктуру, особенно
гостиничную.