Это не швабра, это премьер Беларуси
Участие в праздничных мероприятиях по случаю 70-летней годовщины начала Второй мировой войны, которые прошли 1 сентября в Гданьске, приняли главы правительств 20 стран. Беларусь на это мероприятие не пригласить попросту не могли: во-первых, велик вклад страны в события тех времен, во-вторых, страна все же вошла в европейский проект «Восточное партнерство», курируемый Польшей. В Гданьск поехал премьер Сергей Сидорский – это максимально высокий уровень участия, который по понятным причинам позволен Беларуси в европейских мероприятиях.
Следует отметить, что присутствие первых лиц на мероприятии в Гданьске не ограничилось представительскими функциями. Представители многих стран воспользовались предоставленной возможностью для решения текущих вопросов со своими коллегами.
Например, тот же премьер России Владимир Путин, представлявший в Гданьске Россию, провел полноценные переговоры с премьерами Польши и Украины Дональдом Туском и Юлией Тимошенко, а также встречи с главами правительств Нидерландов, Финляндии, Болгарии, Хорватии и Словении.
В планах белорусского премьера, анонсированного накануне поездки в Польшу, значились встреча с премьером Польши и представителями польского бизнеса. О возможном общении с Путиным не прозвучало ни слова, что выглядело несколько странным на фоне многочисленных проблем в белорусско-российских отношениях и особенно после заявлений А.Лукашенко и российского президента Д.Медведева в Сочи о том, что именно правительствам придется в сентябре решать самый сложный блок вопросов в сотрудничестве двух стран – финансово-экономический.
Возникло невольное ощущение, что роль Сидорского заключалась в том, чтобы в присутствии европейских политиков в максимально возможной степени продемонстрировать независимость Минска от России. В течение всего прошедшего дня в прессе, освещавшей мероприятия в Гданьске, не появилось ни малейшего намека на какой-либо контакт между премьерами РБ и РФ.
Впрочем, присутствие Сидорского, похоже, вообще никто не заметил. И если бы не сообщения белорусского госагентства БелТА, то можно было бы предложить, что белорусский премьер в последний момент отказался от поездки в Польшу, сославшись, к примеру, на тяжелую экономическую ситуацию в стране.
Но, Сидорского все же вычислили. Расписывая насыщенную повестку визита Путина, российское агентство РИА Новости поздно вечером отметило: «На приеме присутствуют премьеры Швеции и Белоруссии Фредрик Рейнфельд и Сергей Сидорский».
На фоне бурного общения Путина с европейскими лидерами это прозвучало примерно так: «А что это за странная швабра в углу стоит? Ба, да это же Сергей Сергеевич собственной персоной. Выходите на публику, не стесняйтесь, мы Вас все равно уже заметили».
Очевидно, опасаясь, что к нему надолго может прилипнуть выражение «shy boy», Сидорский с помощью БелТА поспешил заверить общественность, что он по углам не прятался и вообще выглядел достойно, в частности даже пообщался с Путиным.
"1 сентября мы договорились с Владимиром Путиным о том, что в ближайшее время в сентябре, я думаю через неделю, проведем рабочую встречу в Москве", - сказал он. - "Мы договорились обсудить круг проблем, назревших в экономике в развитии тех вопросов, которые обсуждались на последнем союзном совмине, и поручений, которые дал Александр Лукашенко после встречи с Президентом России Дмитрием Медведевым".
Кроме того, Сидорскому удалось, а скорее пришлось на кладбище защитников Вестерплатте пообщаться с премьером Италии Сильвио Берлускони, а также провести очень содержательную беседу с премьер-министром Литвы Андрюсом Кубилюсом.
"Мы договорились, что в сентябре проведем белорусско-литовский экономический форум", - поведал Сидорский мега-новость, которую белорусские СМИ уже обсуждают вторую неделю подряд, гадая, поедет 16 сентября в Литву А.Лукашенко (для участия в форуме) или не его пустят.
Неужели кто-то поверит, что подписанный с Польшей меморандум о сотрудничестве в энергетике, желание некой польской инвестиционной компании принять участие в тендере по выбору внешнего консультанта по вопросам приватизации Беларусбанка и очередное «бла-бла-бла» насчет строительства в Беларуси угольной ТЭЦ имеют для Беларуси большее значение, чем вопросы выделения Россией кредита в 500 млн. долларов, условия строительства российским подрядчиком за российские деньги белорусской АЭС и доступа белорусских товаров на российский рынок.
Подобные, ничего незначащие и ни к чему не обязывающие меморандумы можно каждый день подписывать пачками, причем с ведущими мировыми державами: вот вам очередной фантик. Желающих стать «консультантом-приватизатором» крупнейшего в Беларуси банка сегодня пруд пруди, причем с гораздо более известными на мировом финансовом рынке именами. Вот только выбор консультанта правительство Беларуси будет делать с учетом, не в последнюю очередь, мнения МВФ. Рассуждения об угольной ТЭЦ, работающей на польском угле, и вовсе выглядят странными на фоне очередного «прорыва» в строительстве белорусской АЭС – и ту и другую будут строить в Гродненской области. Ах, да! Сидорский обсудил возможность продажи одной гданьской компании 100-150 автобусов МАЗ.
Между тем, без гарантий выделения до конца текущего года российского кредита МВФ выкрутит белорусским властям не только руки, но и все что можно. Без доступа на российский рынок складские запасы белорусских экспортеров порастут мхом. А вопрос энергетической безопасности страны в виду неизбежного перехода на мировые цены в поставках российских энергоносителей так и останется пустой строкой в утвержденной когда-то концепции безопасности независимой страны.
Было бы полбеды, если бы прозвучавшее на этом фоне «встретимся в Москве, я думаю, через неделю» объяснялось только внезапным перевоплощением Сидорского в европейского политика демократического толка, не желающего иметь ничего общего с имперской Россией.
Очевидно, что момент для общения премьеров двух стран еще не наступил, что вызвано обязательством Беларуси по выполнению некого предварительного знакового условия: например, взять на себя председательство в ОДКБ и подписать соглашение о создании КСОР. Но пока это условие остается невыполненным, нет возможности и для предметного общения с Путиным. В этом случае Сидорскому только что и оставалось, как прикидываться шваброй. И так усердно исполнял эту роль, что в итоге упустил и украинского премьера Ю.Тимошенко.