Ханс-Йохен Шмидт: без поддержки властей работа Офиса ОБСЕ не может быть успешной
Досрочный отъезд главы минского Офиса ОБСЕ вызвал много домыслов. В интервью БелаПАН германский дипломат расставил все точки над «i», чтобы после прощальной встречи с белорусскими журналистами не осталось незакрытых вопросов.
— Господин посол, вы уезжаете из Беларуси досрочно. В чем причина?
— Сразу хочу уточнить, что меня не отзывают. Я просил председательство ОБСЕ завершить мой контракт 30 сентября 2009 года, досрочно, чтобы принять предложение МИД Германии, я гражданин ФРГ. Мне 62, и три года до пенсии я бы хотел поработать в другой стране. Пока агреман на мою кандидатуру не получен, поэтому еще не могу сказать, в какой именно.
— В СМИ прошла информация о большом количестве жалоб, которые на вас в Вену писали оппозиционеры и бывшие сотрудники офиса. Как вы это прокомментируете?
— То, что часть оппозиции критикует мою работу — это нормально, всегда соблюдать интересы всех невозможно. И это не впервые. Один из моих предшественников на этом посту рассказывал мне, что отдельные представители оппозиции его тоже жестко критиковали. Но есть и те, кто звонит мне, сожалея, что я уезжаю.
Что касается бывших сотрудников... Каждый, кто считает, что контракт с ним был расторгнут неправомерно, может жаловаться в секретариат организации. Но зачем при этом поливать грязью офис и его главу, шантажировать нас? В любом случае, несмотря на разочарование, я желаю этим людям профессиональных успехов.
— И то, что сотрудники МИД Беларуси якобы получали зарплату в офисе, не соответствует действительности?
— Нет.
Это одно из достижений офиса: мы даем возможность как представителям негосударственных организаций, так и властей принимать участие в конференциях. Например, ежегодной конференции по человеческому измерению в Варшаве.
Поймите, мы стремимся способствовать развитию внутриполитического диалога. Офис критиковали за то, что мы не провели круглый стол для оппозиции. Какой в нем смысл, если не будет представителей власти, не будет дискуссии и конкретных достижений?
— Существующий мандат позволяет офису развивать диалог власти и оппозиции?
— Последние 20 месяцев мы пытались найти выход из этого тупика. Мне кажется, что диалог организовать очень легко, нужно желание именно обеих сторон. Кстати, в МИД Беларуси недавно нам подтвердили, что уже в ближайшем будущем у офиса будет возможность проводить встречи представителей власти и оппозиции, совместные конференции и семинары. Власть фактически дала зеленый свет этому диалогу.
Достижения Офиса ОБСЕ
— Хочу отметить, что впервые офису удалось выстроить отношения с представителями и власти, и неправительственных организаций, продвигать в стране интересы ОБСЕ. В сотрудничестве с ними мы реализовали серию проектов, нужных белорусскому обществу. Так, офис способствовал экспертному обмену, чтобы создать возможности для улучшения пенитенциарной системы. Мы помогли провести курсы повышения квалификации для сотрудников органов внутренних дел: они учились пропорционально применять силу в отношении демонстрантов.
Офис проводил форумы по альтернативной энергии, устраивал художественные и фотовыставки, организовал различные мероприятия для реализации стандартов в области прав человека, помог в разработке методического пособия по правам человека для школ.
— В Беларуси работать сложно?
— Это зависит от команды, а у меня отличные сотрудники, опытные, знающие. К сожалению, я не так часто ездил по белорусским регионам. Особенно в последние месяцы, когда приходилось отвечать на критику.
Так, утверждалось, что якобы результатов работы офиса не видно и права человека мы отодвинули на второй план. Сосредоточиться только на правах человека невозможно, но это не значит, что мы не уделяем этим вопросам достаточно внимания! И права человека, и энергетика, и экология — все эти темы важны для общества, и мы работаем со всеми этими темами.
— Вы говорите логичные вещи. Почему же ваш подход критикует часть оппозиции?
— Как сказала немецкий депутат Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ута Цапф, прошли те времена, когда словосочетание «западный дипломат» означало «друг оппозиции»... Есть те, кто, критикуя главу Офиса ОБСЕ, желает продвинуть свои интересы. Использовать нас как катализатор радикальных политических перемен в стране. Но это не входит в наш мандат, мы здесь не для того, что реализовывать некую политику.
Политическая роль офиса ограничивается поддержкой диалога в отдельных областях между властью и гражданским обществом. Мы содействуем созданию такой политической атмосферы, которая позволит Беларуси действовать согласно обязательствам в рамках ОБСЕ.
Дело Автуховича
— Офис постоянно проводит непредвзятый и политически нейтральный мониторинг судебных процессов, смотрит, насколько они соответствуют принципам справедливого судебного разбирательства. Миссия — малочисленна, и мы выбираем наиболее спорные дела. При этом решать, кто виновен, а кто нет — не наша задача.
С 2005 года мы наблюдаем за делом предпринимателя из Волковыска Николая Автуховича. В нынешнем году, когда внимание к этому делу выросло, офис в рамках мандата даже получил возможность посетить Автуховича в следственном изоляторе. Отчет о встрече был предоставлен странам ОБСЕ, и мы продолжаем следить за этим делом.
В мае МИД Беларуси попросил миссию помочь найти независимого специалиста в области уголовного и уголовно-процессуального права восточноевропейского региона. Мы предложили кандидатуру очень опытного и авторитетного эксперта профессора Мартина Финке.
Финке должен был дать оценку правомерности содержания Автуховича под стражей: он не рассматривал дело по существу, не исследовал доказательства. В этой связи я удивлен заявлениями, в частности, адвоката Олега Волчека, который подверг резкой критике работу профессора Финке, не имя достоверной информации ни о визите, ни о содержании экспертизы. Такой подход дает основание усомниться в компетентности критика.
Изменения в Избирательный кодекс
— Было бы очень важно, чтобы изменения в избирательное законодательство были внесены до президентской кампании. БДИПЧ ОБСЕ трижды за последние 10 лет делал соответствующие рекомендации белорусским властям. В этот раз мы получили согласие на сотрудничество в двух областях — Избирательный кодекс и закон о СМИ.
Офис в Минске провел серию круглых столов по вопросам прессы, собрав вместе чиновников и оппозицию, государственные и негосударственные СМИ.
Мы также приняли активное участие в разработке предложений по улучшению избирательного законодательства, чтобы оно соответствовало принципам ОБСЕ, организовали визиты белорусских специалистов в Австрию, Германию и Польшу.
К сожалению, до сих пор предложения белорусской стороны не согласованы профильными ведомствами, иначе они были бы направлены в Варшаву еще несколько месяцев назад. Кроме того, возможно, их отправка задержалась, потому что в сентябре их обсудит Общественно-консультативный совет при Администрации президента, которым руководит Владимир Макей.
И я надеюсь, что белорусские власти продолжат работу, чтобы повысить качество избирательного процесса. И за этим первым шагом, последуют меры по улучшению самого важного — избирательной практики. Ведь это в политических интересах Беларуси.
С надеждой
— С каким чувством вы покидаете Беларусь? Вы довольны своей работой?
— Я очень рад, что с помощью команды мне удалось наладить связи и с гражданским обществом, и с чиновниками. Без поддержки властей работа офиса не может быть успешной, диалог не будет развиваться, если общаться не со всеми. И надеюсь, что Беларусь вовремя продлит наш мандат.
Скоро приедет новый заместитель главы миссии, он из Казахстана, страны — председателя ОБСЕ в 2010 году. Надеюсь, что это поможет эффективной работе офиса и при казахском председательстве в ОБСЕ, и при литовском — в 2011 году.
А новому главе хочется пожелать всесторонней поддержки и много новых контактов в политической среде. Надеюсь, у него будет возможность наблюдать за выборами, которые пройдут на основе законодательства, измененного в соответствии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ.