Янукевич: Мы должны продемонстрировать нечто новое, чтобы завоевать новых сторонников

Источник материала:  
27.08.2009 10:27 — Новости Политики

Накануне съезда Партии БНФ заместитель председателя партии Алексей Янукевич дал интервью «Белорусскому партизану».

- Партия БНФ приближается к съезду фактически разделенной на два лагеря. Что стало причиной размежевания?
- Я бы не сказал, что на сегодняшний момент партия уже разделена и лагери не общаются между собой и разъединены, все-таки внутрипартийная солидарность есть. Но вместе с тем есть, безусловно, четкие два течения, которые стоят на разных позициях и, по моему убеждению, это свидетельствует, что действительно на сегодняшний момент партия находится в определенном тупике, из которого нужно искать выход. И эта разделенность, обостренность партийных дискуссий свидетельствует, что существовать так, как мы существовали последние годы, невозможно, и нужно принимать новые серьезные кардинальные решения.
- Почему ситуация дошла до такого состояния?
- По-моему, здесь сошлись несколько факторов. Первый, достаточно объективный и равный для всех оппозиционных сил, - в последние годы Лукашенко достаточно эффективно затискал для нас возможности работы. И в результате сумел вытолкнуть на периферию политической жизни. Но в нынешней ситуации накладываются еще и новые факторы, которые, возможно, и обострили настолько эту ситуацию. В связи с кризисом, с изменением политики Европы к сегодняшней власти вроде бы приоткрывается определенное окно возможностей для демократических сил, поскольку и Лукашенко более осторожно прибегает к репрессиям, и люди больше готовы нас слушать - нет той стабильности, которая была. С другой стороны, нам нужно должным образом воспользоваться этим окном. Потому что ситуация не стала лучше - ситуация временно, конъюнктурно, повернулась в благоприятную для нас сторону. И здесь мы должны продемонстрировать нечто новое, чтобы завоевать новых сторонников и отвоевать себе новое место на политическом поле в Беларуси. И этот вызов обостряет внутриполитические дискуссии.
- Вы решили выдвигаться на должность председателя Партии БНФ. Значит, в сложной внутрипартийной ситуации накануне президентской кампании Вы имеете собственную  тактику, стратегию, которые будете предлагать делегатам съезда?
- Во-первых, я предлагаю все-таки попытаться (я убежден, что мы способны это сделать) - взять под контроль направление движения партии, осуществлять свои собственные политические проекты. Поскольку, по моему глубокому убеждению, последние несколько лет нас просто несло по течению, вырисовывались некие коалиционные планы, внутриоппозиционные дела.  Мы в них участвовали, и куда они двигались - туда и мы двигались. Некую самостоятельную, собственную политику БНФ не проводил. Априори принималось, что та коалиция, в которой мы участвуем, - это самое лучшее, что может быть.
Я предлагаю выбираться из этой оппозиционной резервации. Я предлагаю поменять приоритеты коалиционного строительства. Я считаю, что нам более важно договариваться с теми политическими силами, которые признают близкие нам национал-демократические ценности (это Христианская демократия, Консервативно-христианская партия БНФ, движение «За свабоду», «Малады фронт», «Правы альянс» и ряд других организаций). Я считаю, что нам более важно с ними действовать в одном русле, нежели бороться за воображаемое лидерство в кругу старой коалиции - Объединенных демократических силах.
Я предлагаю также поменять принципы руководства партии и партийного строительства. Я считаю, что попытка выстроить жесткую партийную вертикаль и очищение от  тех, кто не разделяет основной стратегический курс, которого придерживается нынешний председатель партии, - это ошибочный путь, это путь тупиковый. Нам важно ценить каждого человека, кто разделяет наши идеи и не отрекается от членства в партии. Я считаю, что та же комиссия партийного контроля должна быть упразднена как инструмент внутренних разборок. Функцию разрешения конфликтов она, к сожалению, не выполнила.
- А разве выдвижение партийного кандидата в президенты - это не собственный политический проект?
- На этот счет у меня есть сомнения. Потому что выдвижение партийного кандидата на выборы, которые объявляет Лукашенко, по тем правилам, которые устанавливает Лукашенко, в то время, которое выбирает Лукашенко, - на сегодняшний момент мне представляется скорее не собственным политическим проектом, а участием в политическом проекте Лукашенко. Поэтому я считаю, что на этом съезде нам еще рано принимать решение относительно того, должны ли мы железно бойкотировать эти выборы, или мы должны железно выдвигать своего кандидата. Мы должны ближайшие несколько месяцев использовать, если речь идет о подготовке к президентским выборам, чтобы попытаться добиться изменений в организации избирательного процесса. Некие формальные изменения в законодательстве для нас, безусловно, менее интересны, чем, скажем, реальная возможность (которая будет отражена и юридически, и обеспечена фактически) для наших представителей участвовать в работе комиссий и иметь отношение к подсчету голосов. Если мы этого добиваемся, тогда, безусловно, мы выдвигаем своего кандидата, идем бороться. Если мы этого не добиваемся - у меня есть большие сомнения в том, что нам нужно участвовать в этом процессе, потому что мы можем быть использованы в качестве статистов и спарринг-партнеров для Лукашенко.
- А что взамен - бойкот?
- Тогда - неучастие в этих выборах. Опять же, если говорить о бойкоте в классическом понимании этого слова, когда люди не приходят на участки и выборы не состоялись, то в нашей стране он сегодня невозможен - нет механизма контроля за явкой избирателей. Добиться того, чтобы комиссия признала, что состоялся бойкот - это нереально. Но понимая, что шансов выиграть по теперешним правилам нет - даже если люди нас поддержат, даже если бы 50 процентов или более проголосовало за нашего кандидата, что также не будет просто - зачем лезть в этот процес? Но если мы идем на выборы, мы не можем говорить людям, что идем на выборы просто так. Мы должны говорит: есть шанс! Если мы понимаем, что шансов нет, а говорим, что шансы есть, приходите и голосуйте за нас, а на самом деле в результате ничего измениться не может, то это отбросит нас далеко назад.
- Вас обвиняют, что, являясь заместителем председателя БНФ, Вы отстаиваете интересы движения «За свабоду». Этим объясняют и Вашу позицию - не выдвигать партийного кандидата в президенты. Что ответите на это?
- Это полная чушь. Я думаю, что старая команда, которая упрекает меня в этом, просто не придумала ничего лучше со времени предыдущих раундов внутрипартийной борьбы, когда хотя бы формально можно было навешивать своим оппонентам принадлежность к движению «За свабоду». Но на меня это совершенно невозможно навесить, поскольку я никогда не имел и не имею никакого отношения к движению. Я убежден, что это попытка использовать такой идеологический прием, как создание образа врага, от которого надо очиститься, которого нужно победить.
Мне кажется, что совершенно искусственно, совершенно нереалистично придуман враг в лице Милинкевича, в лице движения «За свабоду», с которым нужно бороться. И если ты против «чисток» - ты тоже враг и вредитель.
Я считаю, что действительно нам важно разговаривать и договариваться с движением «За свабоду». Я согласен, что не совсем нормальная ситуация, когда Юрась Губаревич одновременно является и заместителем председателя Партии БНФ, и заместителем председателя движения «За свабоду». Но у нас с Юрасём был разговор, он сказал, что не планирует  выдвигаться на должность заместителя председателя партии на ближайшем съезде. Поэтому тут тоже шум на пустом месте.
- Как нужно вообще решать проблему двойного членства: и в партии, и в движении?
- Такая проблема возникает, если партийное руководство не может предложить ясную деятельность своим членам, которая их воодушевляет и в которой они готовы участвовать. Мы должны понимать: в партию люди приходят не за деньги, и не по обязанности - они приходят чтобы защищать свои ценности. И если члены партии начинают участвовать в других делах, которые организует другая партия или общественная организация - значит, партия не выполняет ту роль, которую должна выполнять, не оправдывает ожидания людей, которые пришли в партию. Поэтому выдвигать претензии, что ты записался в партию, а участвуешь в мероприятиях, например, движения - это абсурд.
Такая проблема есть, и это печально. Люди отходят от деятельности партии. Но здесь винить нужно только себя. И обвинения в том, что наших людей кто-то за деньги скупает… Я считаю, это большое неуважение к нашим людям. И абсурд: всем известно, что если бы члены БНФ продавались - их бы давно растянули, поскольку под каждые выборы появляются те, у кого есть деньги и к кому такие политические наемники стекаются. Все время наши люди были непродажные и вдруг превратились в продажных - это звучит абсолютно несерьезно.
- Какие положительные и отрицательные черты Вы могли бы отметить у Вашего соперника - Виктора Ивашкевича?
- Пусть бы, конечно, он сам за себя отвечал… Если говорить о положительных чертах, то спадар Виктор готов не принимать очень близко все спорные моменты и не помнить обиду. Это достаточно сильный плюс, поскольку достаточно часто из-за подобных субъективных факторов многие дела и заваливаются. Не боится проявлять инициативу.
Вместе с тем, у спадара Виктора из старой команды наибольшая склонность неадекватно оценивать ситуацию. Сегодня, когда идут собрания, когда он говорит, что у нас в ОДС конкурентов нет, что мы железно побеждаем в процедуре выдвижения единого кандидата, что идем на эти выборы, чтобы ломать ситуацию, побеждать - по-моему, эти заявления не основываются на реальной оценке сил. На последнем партийном съезде спадар Виктор выдвигался на должность председателя партии - он набрал 26 голосов более чем из 220 делегатов. А ведь наверняка собирался побеждать. Боюсь, что такой же плачевный результат ожидает и саму партию, если поверить его призывам.
- Как Вы лично расцениваете свои шансы быть избранным председателем партии?
- Свои шансы я оцениваю действительно высоко. Но мы должны понимать, что большое значение будет иметь, какой Сойм изберут делегаты съезда. Стратегические решения принимает все-таки Сойм. И для меня важно, чтобы меня поддержали не только на должность председателя, но и чтобы делегаты поддержали список членов Сойма, который я и моя команда предложат. Тогда это будет означать, что действительно можно проводить ясную единую линию, ту новую линию, которую я предлагаю.
Если Сойм будет паритетным и не будет явного преимущества, то будет значительно сложнее проводить последовательную политику.
- Как сильно будете предлагать обновить Сойм?
- Примерно наполовину. Причем не обязательно за счет более молодых членов - просто за счет определенной ротации, хотя действительно предложу и несколько новых молодых людей. Для меня основной критерий в этом вопросе - активное участие в деятельности партии и способность вырабатывать новые идеи. Очень важно, чтобы любые решения принимались теми, кто практически будет участвовать в их реализации.
- Если Вас не изберут - что тогда?
- Если меня не изберут, это будет означать, что победил курс старой команды. И я действительно убежден, что это будет означать, что в очень скором времени Партия БНФ или совсем растворится в аморфной коалиции ОДС и полностью потеряет свое лицо, либо займет нишу диссидентскую, нишу партии одной акции, как это происходит сегодня с Консервативно-христианской партией. Вся их деятельность фактически ограничивается акциями на «Дзяды» и уходом за Курапатами. Влияния на политическую ситуацию они не имеют абсолютно никакого.
- Но есть и еще одна угроза - результатом сентябрьского съезда может стать повторение раскола, как это случилось десять лет назад. Какой Вам видится будущее ПБНФ?
- Если честно, то такое невозможно. Все-таки в 99-м партия была более массовой и реально можно было колоться на две части. На сегодняшний момент - если конфронтация зайдет слишком далеко - партия, я боюсь, не то чтобы расколется, она развалится на куски: кто-то уйдет в движение «За свабоду», кто-то уйдёт из политики, кто-то - в ОГП. Я боюсь, что это будет просто конец. Конечно, хотелось бы этого избежать. Меня сегодня беспокоят заявления некоторых представителей старой команды в регионах: если вы победите - мы уйдем. Меня это действительно беспокоит. Надеюсь, ответственности за партию хватит всем, чтобы достойно провести съезд.
Беседовал Юрий Коба, «Белорусский партизан»

←Бывший генсек СНГ Иван Коротченя прооперирован

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика