EUOBSERVER: Морально ли, что сомнительные режимы пытаются купить приемлемое лицо за границей?

Источник материала:  
26.08.2009 17:55 — Новости Политики

Решение правительства Беларуси не продлевать контракт с британским PR-агентством «Bell Pottinger», целью которого было улучшение имиджа страны в Европе, поднимает вопросы: означает ли это, что руководство страны притормозит политику сближения с Европейским Союзом и насколько PR-усилия помогли противоречивому режиму преодолеть свой негативный образ за границей?

Ответ на первый вопрос - «нет», а на второй - «едва ли».
Наем британского PR-агентства в августе прошлого года был частью более масштабной попытки белорусского руководства выработать Западно-ориентированный политический курс. Куда вошло примирение с Европейским Союзом на дипломатическом уровне, реформы на уровне законодательства для привлечения западного бизнеса и попытки добраться до европейской публики.
Такая стратегия уходит корнями в необходимость ослабить политическую и экономическую зависимость страны от России, которая стала обузой для правительства и лично для президента Александра Лукашенко. В прошлом году был достигнут большой прогресс в политической сфере, было проведено несколько экономических инициатив, а также получены интересные уроки в области PR.
Политические решения Беларуси, как освобождение главных политзаключенных либо отказ от признания независимости отделившихся от Грузии регионов, завершились включением в программу ЕС «Восточное партнерство».
На сегодняшний день политическое сотрудничество Беларуси и ЕС не утратило свою актуальность: белорусско-российские отношения за последние 12 месяцев испортились, а российские инвестиции угрожают перенасытить белорусскую экономику. В первой половине 2009 года доля российских инвестиций в Беларуси увеличилась с 33 процентов до 66, а прямые иностранные инвестиции России выросли с 16 до 86 процентов.
Надо отметить, что отношения с европейской публикой оказались слабым местом белорусской кампании.
Траты на дорогие услуги PR-гуру компании «Bell Pottinger» лорда Тимоти Белла в надежде, что он исправит плохой имидж страны, оказались ошибочными.
Во-первых, само агентство сосредоточилось на создании рекламы для ряда мероприятий, типа белорусских выборов в Парламент в 2008 году, футбольного матча Беларусь-Англия и инвестиционного форума, проведенного в Лондоне в том же году.
Все это освещалось редким и случайным образом в европейских печатных средствах массовой информации, практически ничего не делалось для того, чтобы дать полный образ страны. Даже специальный репортаж о Беларуси в газете «Financial Times», опубликованный 18 ноября 2008 года и ставший наиболее значимым вкладом компании «Bell Pottinger», был опубликован вместе с фотографией незаконного бело-красно-белого белорусского флага, являющегося символом сплочения для антилукашенковской оппозиции.
Оппозиция же наоборот активно работала с социальными сетями, блогами, печатными СМИ и телевидением. Такие знаменитости, как британский сценарист Том Стоппард поддержал их активность, освещая проблемы оппозиции и усиливая негативный политический имидж правящего режима.
Как агентство Белла, так и оппозиция сфокусировались на достоинствах и недостатках белорусских властей, но ни один из лагерей не помог Европе осознать, что же делает Беларусь и ее народ уникальными.
Создание привлекательного образа страны, а не ее правящей элиты, - самая большая проблема, с которой столкнулась администрация Лукашенко. Для решения этой задачи потребуется не только внутренний механизм пропаганды Беларуси, старая PR-фирма и то, что уже использовала оппозиция.
Другие противоречивые режимы, такие как власти отделившихся от Грузии республик Южной Осетии и Абхазии преуспели бы, если бы последовали примеру Лукашенко. Вместо этого они предпочли нанять американское PR-агентство, чтобы попытаться улучшить свой имидж за границей.
Услуги фирмы «Saylor Company», базирующейся в Лос-Анджелесе,  будут оплачиваться по тарифу 30 000 долларов в месяц, что поглотит финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы с лучше.
Попытка Беларуси улучшить свой имидж также поднимает вопрос: правильно ли с точки зрения морали, что сомнительные режимы пытаются купить приемлемое лицо за границей. Также возникает вопрос, как на это должна реагировать европейская публика.
Открытие каналов связи между Европой и Беларусью, что повлечет за собой новые личные контакты между отдельными представителями Европы и Беларуси, может оказаться полезным обеим сторонам: привлечение европейской публики к судьбе Беларуси может стимулировать правительства ЕС укрепить связи с ныне правящим режимом. Это также может стимулировать серьезную, долговременную реформу в стране. Важно, что это поможет простым белорусам лучше понять и оценить европейские ценности.
Если белорусская администрация откажется от своих шитых белыми нитками попыток по оправданию своего режима, а вместо этого начнет активную и продуманную кампанию по сближению Беларуси и ее народа с простыми европейцами, европейской общественности бы пришлось отреагировать. Она бы сама удивилась, какое большое политическое влияние она может оказать на эту незамеченную, доверчивую страну.

←Левкович: у Грамады офис забрали по политическим мотивам

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика