Почему Минск и Москва замалчивают скандал вокруг журналистов НТВ?

Источник материала:  
19.08.2009 09:32 — Новости Политики

Из Беларуси были высланы журналисты российского телеканала НТВ. В чем политический смысл их минского визита? Почему белорусская сторона не стала раздувать скандал? Почему Москва никак не реагирует на действия официального Минска? К обсуждению этих вопросов Радио «Свобода» пригласило редактора отдела политики журнала “Русский репортер” Виктора Дятликовича из Москвы и главного редактора интернет-газеты “Салідарнасць” Александра Старикевича из Минска.

Валерий Карбалевич: "В первую очередь давайте обсудим вопрос, почему журналисты НТВ приехали в Минск. Сначала, неделю назад, к председателю ОГП Лебедько обратилась российская радиостанция "Голос России", чтобы он поразмышлял на политически острую для существующего белорусского режима тему о пропавших оппозиционных политиках. Затем для подготовки передачи на эту же тему в Минск приезжают журналисты НТВ. Такое удивительное совпадение. Причем корреспондент Малков специализируется на разоблачении  врагов Кремля. Этакий политико-информационный спецназ. Зачем этот спецназ заслали в Минск?"
Виктор Дятликович: "НТВ пояснило, что действительно журналисты приезжали готовить передачу об исчезнувших политиках и журналистах. Разумеется, неслучайно, что этим же вопросом интересовались и журналисты радиостанции "Голос России". Причем, в отличие от НТВ, радиостанция "Голос России" входит в государственную структуру ВГТРК, куда входит и телеканал РТР. Разумеется, это делается с санкции российских властей. Они получили задание искать компромат на Лукашенко. И тут в первую очередь упоминается тема исчезнувших политиков".
Александр Старикевич: "Информации мало, поэтому можно говорить о версиях. Есть впечатление, что визит съемочной группы НТВ - это только часть более широкой мозаики белоруско-российских отношений, которые в последнее время существенно ухудшились. Не исключено, что Кремль ищет возможности давления на Лукашенко. А пропавшие, фактически убитые оппозиционные политики - это один из самых больших скандалов во времена правления Лукашенко. Эта тема неприятная для Лукашенко еще и вследствие его новых отношений с Западом. Не факт, что версия белорусского президента, якобы это были убийства из коммерческих причин, устроит всех".
Карбалевич: "Дальше события развивались очень странно. Журналисты НТВ были вынуждены срочно покинуть Беларусь. Официально белорусская сторона отрицает депортацию, хотя при этом и заявляет, что российские журналисты нарушили законодательство Беларуси - работали без аккредитации.
Но, может, не так важно, как юридически была объяснена ссылка журналистов -  официально ли их депортировали, либо попросили покинуть страну, но попросили так, что отказаться было невозможно. Важно то, что белорусская сторона не стала раздувать скандал. Хотя основание обвинить Кремль в недружеских действиях было. Почему?"
Старикевич: "Во-первых, еще один скандал на почве всего того, что происходило в последние месяцы, навряд ли нужен Минску. Во-вторых, еще меньше ему нужно, чтобы этот скандал напоминал об исчезнувших политиках. Поэтому поведение белорусских властей не удивительно. Более удивительным выглядит молчание НТВ".
Дятликович: "Белорусским властям нет никакого смысла делать из этого скандал. Любое упоминание этой темы будет касаться не столько депортации журналистов, сколько исчезнувших политиков. Белорусские власти воспользовались тем, что журналисты НТВ нарушили белорусское законодательство, работали без аккредитации".
Карбалевич: "Хочу напомнить, что Беларусь и Россия формально живут в союзном государстве. А там, согласно соглашениям, действует право на свободное передвижение граждан обеих стран по территории союзного государства".
Дятликович: "Находиться на территории Беларуси они имели право, а вот исполнять свои профессиональные журналистские функции они не могли. Возможно, остаться жить в отеле, пить кофе они могли, но смысла в этом уже не было. Ведь стало ясно, что работать им не дадут".
Карбалевич: "Очень удивительно повела себя и российская сторона. Раньше, если из Беларуси высылались российские журналисты, то это вызвало скандал. Были заявления протеста со стороны официальных лиц России, в частности МИД, российские СМИ подымали большой шум. Теперь - полное молчание. Нет ни официальных заявлений, ни реакции в СМИ, даже телеканал НТВ пытается все замять. Почему?
Если уже Кремль хотел насолить Лукашенко, вытащить дело пропавших  политиков, то вот как раз удобный повод. Мол, смотрите, Лукашенко боится этой темы - значит, не все тут чисто. Однако Москва притихла".
Дятликович: "Думаю, российские власти еще не приняли окончательного решения, начинать ли против Лукашенко информационную войну. Возможно, этот визит журналистов был зондажем. Они собирали материал, но когда его запускать в эфир, не решили. Вот когда начнется информационная война, тогда можно выстрелить. А теперь начинать такую войну рано. Поэтому и молчат".
Старикевич: "Я согласен, что идет зондаж почвы. Причем не факт, что информационная война вообще произойдет. Скорее всего, материал, который они сняли,  у них отобрали. Близится десятая годовщина, как исчез Гончар. Возможно, тогда и будет запущена эта тема. Проблема в том, что в Кремле не было и нет последовательной политики в отношении к  Лукашенко".
Карбалевич: "Такая реакция напоминает поведение Кремля во время недавней "молочной войны". Россия объявляет войну, но как только белорусская сторона жестко прореагировала в ответ, стукнула кулаком по столу, Москва испугалась и дала задний ход".
Старикевич: "У Кремля нет плана, как действовать против Лукашенко. Нет готовности перейти в отношения с Беларусью на такой вариант, который Москва использует против Украины, где речь идет о "холодной войне".
Дятликович: "В ваших рассуждениях, господин Карбалевич, есть ошибка. Вы говорите, что Россия объявила войну. Все дело в том, что война как раз не объявлена. Пока что, условно говоря, Россия выслала вперед разведгруппу (журналистов НТВ), белорусская сторона взяла ее в плен, а Москва ею пожертвовала. Вот когда начнется настоящая война, тогда посмотрим. Вот смотрите, как российские СМИ ведут войну против украинских властей.
Другой вопрос, что чтобы получить нужный эффект, мало снять фильм об исчезновении Захаренко, Гончара, Завадского и пустить в эфир. Такие фильмы уже шли - например, на первом канале российского телевидения. Но большого эффекта это не имело.
Поэтому логично было бы сделать следующий шаг: поспособствовать тому, чтобы эти дела были раскрыты. Но на такой новый уровень борьбы с Лукашенко Кремль идти не может или не хочет".

←Минск - Брюссель: к чему привели 12 месяцев диалога и кулуарных встреч?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика