Время требует осмысленных действий
Время требует осмысленных действий
Возвращаясь к теме |
О складских запасах
Подключение Администрации Президента к контролю за запасами готовой продукции на складах, в том числе привлечение к освещению этой проблемы средств массовой информации, оказало действенное влияние на работу руководителей предприятий. Бывая на предприятиях и беседуя с руководителями (а за эти две недели удалось побывать на десятке предприятий), убеждаешься, что это порядочно встряхнуло директорский корпус.
Результаты проведенной работы показывают, что ситуация с запасами готовой продукции на складах начинает хоть медленно, но улучшаться.
Так, по данным Национального статистического комитета, в целом по республике за последний месяц (на 1 августа по сравнению с 1 июля 2009 г.) уровень запасов готовой продукции по отношению к среднемесячному объему ее производства уменьшился с 94,6 до 88,3 процента, в том числе на предприятиях Министерства промышленности — со 190,9 до 183 процентов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия — с 64,3 до 61,1 процента, концерна «Беллесбумпром» — со 149,9 до 138 процентов, концерна «Белгоспищепром» — со 183,4 до 146,9 процента, концерна «Беллегпром» — с 229,2 до 226,7 процента.
Кроме того, за неделю (с 30 июля по 5 августа 2009 г.) по сравнению с предыдущей, запасы готовой продукции с учетом продолжающегося выпуска уменьшились:
в ЗАО «Атлант» холодильников и морозильников — на 13,4 тыс. штук, стиральных машин — на 740 штук;
в ОАО «Минский моторный завод» двигателей внутреннего сгорания — на 288 единиц;
в ОАО «Белшина» шин для грузовых автомобилей — на 5,8 тыс. штук.
Вместе с тем за «наблюдаемый» период произошел дальнейший рост запасов. В частности, на ОАО «Борисовский завод автотракторного электрооборудования», РУПП «Белорусский автомобильный завод», РУПТП «Оршанский льнокомбинат».
Таким образом, даже при некоторых внутриотраслевых положительных «подвижках» проводимый мониторинг не позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к снижению запасов готовой продукции.
Встречаясь с директорами, убеждаешься, что в стиле министерств и ведомств практически отсутствует такая форма работы, как анализ процессов, при которых экономические решения государства преломляются в практической деятельности. Что удачно прижилось, где необходима корректировка, а что вообще вредно? К сожалению, этого нет. Очевидно, что активность директорского корпуса нивелируется волокитой при внесении предложений по корректировкам. Многое теряем и недополучаем по этой причине. Но в сегодняшних условиях мы только не должны допускать шараханий. Нельзя допускать непродуманных шагов и тем более крайностей. Именно ярчайшим доказательством непродуманности является отмененное постановление Правительства № 991.
Кому это было надо?..
А ведь мы уже не упоминаем предпринимавшиеся Правительством серьезные попытки увеличить ставки НДС. Все практики понимают пагубность этого налога, необходимо что–то изменять. Вот и в США отказались от него. Весь мир обсуждает необходимость перехода от НДС к налогу с продаж, а у нас некоторые члены Правительства пытаются действовать с точностью до наоборот. А налог на прибыль? В государственном высокорентабельном секторе, особенно в нынешних условиях, справедливо воспринимается как дополнительное взыскание за их хороший результат деятельности по сравнению с условиями налогообложения прибыли для частного сектора или малорентабельных и убыточных предприятий.
Есть над чем поработать даже не занимаясь попытками глобального реформирования. Конечно, всегда надо думать о перспективах. Но нам прежде всего необходимо заняться корректировкой того, что тормозит. Тем более что стратегические решения по социально–экономическому развитию нашей страны, в принципе, ведь определены. На этот счет действует ряд программных документов — Комплексный прогноз научно–технического прогресса, Программа развития промышленного комплекса, Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, Государственная программа возрождения и развития села и ряд других. Но самый важный для всего общества документ — Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы, одобренная III Всебелорусским народным собранием. В стратегическом плане мы уже определились. Разговор на эту тему в следующей статье.
Бывая на предприятиях, видишь массу абсурдов и нагромождений, которые мы сами и напридумывали. Это очень серьезная проблема.
Поэтому на сегодня нужны не пресловутые «реформаторы», а люди — «копатели». То есть те, которые понимают экономическую суть встречающихся в сегодняшней жизни проблем и предлагают их решение. Огромное поле для деятельности всякого рода союзов и ассоциаций промышленников, сельчан и предпринимателей. Всех. Сегодня время не для топтания в очереди у микрофонов, чтобы пытаться выкрикнуть что–нибудь высокое и громкое, рассчитанное на немедленное укоренение в подкорку... минуя сознание.
Хотелось бы, чтобы из распаленной толпы понимающие и болеющие за дело люди перебирались туда, где создаются материальные блага. Здесь сегодня нужны идеи, в том числе экономического, маркетингового и производственно–технологического характера. Повторюсь, время сегодня требует конкретных осмысленных действий.
Поскольку главное и самое широкое поле реализации достижений научно–технического прогресса составляет индустриальный сектор, он и должен находиться в центре внимания. От решения проблем в нем в конечном счете зависят социально–экономическое будущее страны и ее мирохозяйственные позиции.
Руководители, работники экономических служб предприятий в основном умные и подготовленные. У них можно многое узнать, чтобы постоянно что–то совершенствовать, при этом даже психологически люди просто преображаются, когда внимательно относишься к их предложениям, которые будут учтены. А что показали мои посещения предприятий?
О строительных материалах
Оказывается, в стране, как это и было ровно три года назад, возникла проблема с обеспечением строительно–монтажных организаций и промышленных предприятий стройкомплекса страны цементом (кроме запасов, оказывается, существуют и дефицитные позиции). Почему?
Как выясняется, поставки цемента на внутренний рынок снизили все три наших завода. Если в первом полугодии 2008 г. на внутренний рынок было поставлено 1.901,1 тыс. тонн, то за соответствующий период 2009 года — 1.804,8 тыс. тонн, то есть поставки уменьшились на 96,3 тыс. тонн. В то же время на экспорт поставки увеличились с 42,4 тыс. до 238,2 тыс. тонн, или в 5,6 раза. При этом, как показывает анализ, производство добавочных цементов снизилось.
Какой выход? Приведу такие примеры.
Рентабельность реализации экспортных поставок в ОАО «Красноельскстройматериалы» составляет 5 процентов, а на внутренний — 17 процентов, то на ПРЦП «Кричевцементношифер» — соответственно 0,56 процента и 12,9 процента, ПРУП «Белорусский цементный завод» — 1 процент и 9,9 процента. Значит, можно пойти на снижение экспортных поставок, но только за счет двух заводов: ПРУП «Кричевцементношифер» и ПРУП «Белорусский цементный завод». Тем более что они поставляют цемент на российский рынок.
Кроме того, обращает на себя внимание то, что выпуск добавочного цемента ШПЦ400 уменьшился с 300 тыс. тонн в первом полугодии 2008 г. до 98,3 тыс. тонн в текущем году. Но, по данным самих заводов, из одной тонны клинкера можно произвести бездобавочного цемента ПЦ500–ДО 1,06 тонны, а ШПЦ400 — 1,64 тонны. Но разве это не резерв наращивания производства цемента? Имеется в виду за счет выпуска шлакопортландцемента.
Необходимо воспользоваться имеющимися резервами наших цементных предприятий по помолу.
При финансовой поддержке ОАО «Красносельскстройматериалы» можно было бы организовать ввоз из России клинкера цементного. Проработки заводом с россиянами по этому вопросу проведены (ОАО «Мордовцемент»). Это позволило бы только в ОАО «Красносельскстройматериалы» увеличить выпуск цемента на 30 — 40 тыс. тонн в месяц.
Более того, считаю, что можно было бы без ущерба для внутреннего рынка нарастить экспорт цемента в Западную Европу! Все для этого есть.
О работе и роли универсальной товарной биржи
Неоднократно приходилось отмечать ту негативную роль, которую сыграла биржа в развитии экспорта нашей продукции и обеспечении наших производственных предприятий сырьем и материалами.
То, что мы потеряли многие рынки сбыта продукции молочной, лесной и деревообрабатывающей, шинной промышленности и т.д. по причине «баловства» с биржевыми спекулянтами, а не выстраивали долгосрочные контракты, уже поняли все директора.
Приведу пример. ОАО «ФанДОК» поставляет мебель шведской фирме «ИКЕА» с 2004 года. Для производства этой мебели используется соответствующая фурнитура, которая может поставляться им только дочерним предприятием «ИКЕА», находящимся в Словакии, фирмой «ИКЕА Конпонентс». Но это дочернее предприятие само не является производителем и закупает фурнитуру в больших объемах у других производителей, получивших сертификаты «ИКЕА».
При этом «ИКЕА Конпонентс» будет продавать свой товар через Белорусскую универсальную товарную биржу? Да нет... Несмотря на это, ОАО «ФанДОК» ежемесячно приходится доказывать эти обстоятельства и ждать, пока не получит разрешение биржи для того, чтобы провести таможенное оформление товара. И все лишь потому, что постановлением Правительства от 13 декабря 2006 г. № 1663 «болты, гайки» отнесены к перечню товаров, которые могут закупаться производителями только на биржевых торгах. Это та единственная продукция, которая имеет положительную рентабельность реализации (при общих убытках предприятия). Теперь вспомним постановление № 991. Где логика?
Вообще, как–то незаметно совместные балансы на молочную и мясную продукцию превратились в ограничительные меры против нашего экспорта в Россию. Но ведь совместные балансы Союзного государства — одно, а квоты — другое. Смирились. Не обращаем даже внимания на их законность.
Зато теперь некоторые большие чиновники активно начали распределять от республиканских органов до областей, от областей до предприятий, то есть пошли дележка и писанина. Одному — дам, другому — нет.
Недавно побывал в ОАО «Савушкин продукт». Только что они получили очередную разнарядку по квотам на поставку в Россию, которая включает цифры на 2009 год, в том числе июль — декабрь 2009 г. И вот что выяснил.
ОАО «Савушкин продукт» за январь — июль 2009 г. произвел 3.894 тонны сухого молока. При этом экспорт в Российскую Федерацию составил 2.263 тонны.
Но квоту им довели в объеме 1.774 тонны. Поэтому поставки в Россию вынужденно прекращены.
Да, ОАО «Савушкин продукт» имеет контракты на поставки сухого молока в Китай, Алжир, но они сегодня менее выгодны, чем в Российскую Федерацию. В случае реализации сухого молока, изготовленного для российских покупателей, на других рынках ожидаемая потеря прибыли составит 371 тыс. долларов США. Падение прибылей предприятий, падение налогов для государства.
Хотелось бы отметить, что введение квот на поставки сухого молока из Республики Беларусь сегодня уже невыгодно и российским потребителям.
В настоящее время крупные кондитерские фабрики России покупают в странах ЕС сухое обезжиренное и сухое цельное молоко по более высоким ценам (2,28 доллара США без НДС). То есть сложилась ситуация, когда поставка в Российскую Федерацию сухого молока из Беларуси стала экономически выгодна двум сторонам. Более того, по утверждению российских партнеров, в Российской Федерации уже возник определенный дефицит сухого молока.
Размер доведенных ОАО «Савушкин продукт» квот на поставку сыров и творога в Российскую Федерацию также не учитывает производственных мощностей и реализуемых этим предприятием инвестиционных проектов, в том числе его подразделения ОАО «Пинский молочный комбинат», а также потенциальных возможностей по увеличению продаж созданных в России товаропроводящих сетей.
О мясоперерабатывающих предприятиях
По первоначальному балансу между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на 2009 год были запланированы наши поставки мяса и готовой мясной продукции по квоте в объеме 115 тыс. тонн.
В настоящее время как «об очередном успехе» Правительство говорит, что ему удалось увеличить квоту на поставку мяса и готовой мясной продукции в Россию до 145 тыс. тонн.
Но и этого нам крайне мало. За 6 месяцев 2009 года в Россию нами поставлено всего около 70 тыс. тонн мясной продукции. При этом в целом годовой объем ввоза этой продукции в Россию другими импортерами составляет 3.000 тыс. тонн.
Более того, в настоящее время нет никаких юридических, нормативных препятствий для выдачи нашим мясоперерабатывающим предприятиям разрешений на импорт мясного сырья из третьих стран. Порядок однозначно определен, все вопросы с Россией решены. Мы на имеющихся мощностях переработки можем нарастить выпуск мясной продукции, в том числе за счет импорта.
Искусственное уменьшение рынков сбыта и закупок без учета их реалий, введение квотирования на поставку мясной продукции, а тем более введение любых дальнейших дополнительных процедур согласования неизбежно приведут к депрессии развития мясоперерабатывающих предприятий страны.
Необходимо принять все возможные меры для поддержания белорусских производителей мясной и молочной продукции, предоставить им все возможности для производства, закупки сырья, свободной рыночной торговли продукцией собственного производства.
Нельзя Правительству оставаться безучастным к этой проблеме.
О кредитной политике банков и стимулировании экспорта
Сегодня это народнохозяйственная проблема. Еще раз хочу ее обозначить. Действующая кредитная политика банков Республики Беларусь по выдаче краткосрочных кредитов в текущую деятельность сроком на 1 — 3 месяца практически лишает возможности реализовывать перспективные проекты. Пролонгация погашения задолженности по указанным кредитам на срок более чем один — два года помогла бы стабилизировать деятельность предприятий в период финансово–экономической нестабильности, включая обеспечение своевременного исполнения обязательств перед налоговыми органами, банками, поставщиками и выплату заработной платы.
Национальный банк должен еще раз вернуться к процентной политике и ресурсной базе банков. Многие предприятия не могут получить кредиты в банках даже под 23 — 25 процентов по причине отсутствия ресурсов в банках.
При этом вопрос о стимулировании экспорта с повестки дня не должен сниматься.
О ценах
С проблемой отпускных цен, оказывается, сталкивается ОАО «Белшина». Действительно, центральным моментом ценовой политики крупнейших производителей шин, таких как холдинг ОАО «Сибур — Русские шины» и ОАО «Нижнекамскшина», является то, что они формируют единые отпускные цены с учетом транспортных расходов, которые не зависят от места расположения дилеров или дистрибьюторов на всей территории России.
Но в нашей стране ОАО «Белшина» так и не смогло решить этот, казалось бы, элементарный вопрос. В нормативных документах нигде не оговорен принцип расчетов таких цен.
Отсюда возникают сложности с планированием усредненных затрат в цене на транспортные расходы, которые необходимо включать в цену поставки на условиях DDU — склад торговой организации, а следовательно, и с обоснованием уровня отпускных цен. Это может привести к ситуации, когда фактические транспортные расходы будут существенно отличаться от плановых, а значит, будут возникать проблемы с обоснованием уровня цен на условиях DDU — склад торговой организации. Контролирующие органы исходя из действующего законодательства будут трактовать это как нарушение дисциплины цен.
Для этого необходимо правительственное решение по порядку формирования цен с базисом поставки DDU — склад торговой организации путем включения усредненных плановых транспортных расходов по доставке продукции, рассчитываемых исходя из плана продаж и действующих транспортных тарифов на момент формирования цен.
Решение данного вопроса позволит усилить позиции ОАО «Белшина» на рынках.
О рынках сбыта
Неужели непонятно, что многие машиностроительные конвейеры остановились. Для реализации этой продукции остается только вторичный рынок (запасных частей, шин и узлов).
Надо пересмотреть вопросы оптовых скидок и наценок торговым организациям, условий договоров комиссий. Ведь отечественная продукция поставлена на внутреннем рынке в условия менее выгодные, чем импортная. Кроме того, надо бы помочь предприятиям развивать поставки продукции на основе договоров консигнации. Тем самым приблизить нашу продукцию к потребителю (создать своего рода ассортиментный «прилавок» отечественной продукции для зарубежного покупателя).
Сергей Ткачев, помощник Президента Республики Беларусь.