Президент требует усилить борьбу с преступностью
Президент требует усилить борьбу с преступностью
Вчера на Маркса, 38 были приглашены руководители всех правоохранительных структур. Начиная разговор, Президент напомнил: за последний год проведены масштабные проверки КГБ, МВД и прокуратуры. Они вскрыли не только конкретные негативные факты, но и выявили несколько общих проблемных вопросов, которые нуждаются в решении на законодательном уровне. «Необходимо определить, насколько оптимальной является ныне действующая схема распределения среди государственных органов полномочий по расследованию тех или иных категорий уголовных дел», — очертил тему для дискуссии Президент. Он констатировал, что пока нет однозначного мнения, насколько целесообразно сохранять за отдельными органами исключительную подследственность... Речь, насколько я понял, вот о чем. Скажем, такие преступления, как убийства, сегодня может расследовать только прокуратура. Нужно ли сохранять эту монополию? Почему не наделить соответствующими полномочиями Министерства внутренних дел и Комитет госбезопасности? Сейчас разработаны изменения и дополнения в законодательство, которые предполагают, что все три органа — прокуратура, МВД и КГБ — наделяются правом расследовать возбужденные ими уголовные дела по (внимание!) любым преступлениям. Понятно, что у такого предложения нашлись как сторонники, так и оппоненты...
Еще один дискуссионный вопрос: санкционирование оперативно–розыскных мероприятий и мер пресечения. Сегодня соответствующие санкции подписывают прокуроры. Оправданно ли такое исключительное право? Проверки показывают, что зачастую прокуроры формально «подмахивают» санкции, чтобы «не тормозить борьбу с преступностью». В то же время сотрудники МВД, КГБ, департамента финансовых расследований КГК в тех случаях, когда к ним появляются вопросы насчет обоснованности проводимых ими оперативно–розыскных мероприятий и процессуальных действий, прикрываются санкцией прокурора. Иными словами, «жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик — на жандарма». Для того чтобы не размывать ответственность, а, напротив, как говорят юристы, персонифицировать ее, предлагается наделить глав МВД, КГБ и ДФР правом под личную ответственность подписывать такие же санкции, какие сегодня подписывают прокуроры.
«Неужели руководители столь высокого ранга менее компетентны, чем прокурор, дающий санкцию!» — высказал свое мнение по вопросу Президент. Он добавил, что имеются факты, когда из–за нерасторопности прокуроров, умышленного затягивания в даче санкции, а то и вовсе отказа санкционировать соответствующие мероприятия виновные в преступлении уходили от ответственности.
Александр Лукашенко призвал аргументированно обсудить очерченные им вопросы. При этом он порекомендовал участникам совещания не опираться на истины, прописанные в учебниках, а «идти от жизни», так как преступность, по его словам, становится все более изощренной. «Именно жизнь подсказала потребность в изменении подследственности по коррупционным преступлениям», — отметил Президент. Он напомнил о принятом в апреле Декрете № 3, который определил, что по коррупционным преступлениям предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело, а не только прокуратурой.
Между участниками совещания состоялся обстоятельный обмен мнениями. Президент внимательно выслушал аргументы и обозначил свое видение. В частности, он отметил, что, несмотря на предлагаемые новшества, прокурорский надзор должен остаться всепроникающим и всеобъемлющим. Эту мысль он дополнил и таким тезисом: «Генеральному прокурору должны быть доступны абсолютно любые материалы».
Кроме того, Александр Лукашенко особенно подчеркнул важность судебной защиты прав и свобод граждан. Ведь именно суд как последняя инстанция обеспечивает защиту от возможного произвола правоохранительных органов. При этом, возвращаясь к вопросам, вынесенным на совещание, Президент акцентировал внимание: «Никакие международные обязательства, стандарты мы не нарушаем». По его словам, речь идет о выработке более действенных механизмов борьбы с преступностью, а не о принятии каких-то внесудебных решений.
Подытожил совещание Президент такими словами: «Судьба человека — это главное». Обращаясь к высокопоставленным чиновникам, Александр Лукашенко напомнил: «Ради прав человека мы все здесь работаем и живем».
Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК