Эксперт: Лукашенко и Каримов ставят под угрозу всю систему безопасности на постсоветском пространстве

Источник материала:  
05.08.2009 08:58 — Новости Политики

31 июля - 1 августа в Киргизии, в Чолпон-Ате, прошёл неформальный саммит ОДКБ. Согласно оценке российских официальных лиц, он прошёл успешно. Была достигнута договоренность с Киргизией о размещении на её территории ещё одной российской военной базы. А президент Беларуси Александр Лукашенко пообещал при первой же возможности подписать все документы о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ и принять на себя пост председателя в этой организации, от чего Минск отказался накануне московского саммита ОДКБ, который прошёл 14 июня. Ситуацию для для ИА REGNUM Новости прокомментировал российский политолог, специалист по проблемам Центральной Азии Юрий Солозобов.

Не надо делать вид, что ничего не случилось, и что фактическая блокировка интеграционных инициатив в военной сфере со стороны Белоруссии и Узбекистана - это временное явление. В реальности это достаточно долговременный курс. И режим Лукашенко, и режим Каримова - это сугубо авторитарные режимы, и они опасаются, что КСОР как инструмент легитимного военного вмешательства в дела на постсоветском пространстве могут быть повёрнуты против их личной власти. Поэтому и Лукашенко, и Каримов будут блокировать эту инициативу и дальше. Если Каримов поступил честнее, сославшись на свой ручной парламент, то Лукашенко будет использовать свою любимую тактику - тянуть резину, пока она сама по себе не лопнет.
Здесь есть ещё одна подкладка. Дело в том, что Каримов и Лукашенко ведут сложную игру. Москва не является для них не только старшим патроном, но и основным экономическим донором. Они оба делают определённые авансы в сторону Пекина. Не зря фактическая блокировка работы ОДКБ и КСОР прошла перед саммитом ШОС в Шанхае, куда Россия не смогла приехать победителем, интегратором постсоветского пространства и держателем системы коллективной безопасности. Она приехала туда фактически с пустым портфелем. За это надо сказать "спасибо" Лукашенко и Каримову. Такое поведение даёт определённые бонусы Лукашенко в его нарастающей торговле с Западом, это на руку НАТО, потому что фактически эти два деятеля постсоветского масштаба поставили под вопрос всю систему коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Смотрите, что произошло: у нас нет инструмента для того, чтобы предотвратить катастрофическое развитие событий в Ферганской долине, в том же Ханабаде, если это повторится. Какие-то непонятные террористы, вроде тех, что пришли в Мумбаи из ниоткуда, могут заварить такую кашу, эхо которой разбудит вулкан. И лава из этого вулкана зальёт всё вплоть до Москвы и Урала. Мы готовы к такому развитию событий? Ведь инструмента, чтобы предотвратить это, у нас нет. Что предлагается взамен? Взамен предлагаются силы НАТО, а также военно-техническая помощь Большого китайского брата. Не секрет, что Лукашенко подписал большой пакет соглашений с китайцами в области военного сотрудничества, не секрет, что китайцы будут строить в Белоруссии систему сотовой связи - при том, что любой специалист вам скажет, что эта система имеет двойное назначение, она может использоваться как средство радиолокационного перехвата. Тем самым, фактически в центре Европы китайцы будут иметь мощнейший узел радиолокационной разведки, по сравнению с которой наша система в Барановичах и рядом не стоит.
Вот такие складываются тенденции. И не надо закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит, что вот-вот всё образуется и, как говорят наши уважаемые дипломаты, "Россия немного побудет техническим председателем ОДКБ, и всё наладится". Ничего подобного. Надо чётко понимать, что подобные попытки "сохранения лица" и позиция в духе "ничего не происходит" играет против России. Нам надо использовать те инструменты, которые у нас есть. Какие силы внутри ОДКБ являются наиболее подготовленными и мобильными? Конечно же, силы России и Казахстана. Давайте говорить о союзе России и Казахстана в формате союза двух стран, давайте откажемся от пустотной формы Союзного государства как от пиар-проекта, который себя исчерпал. Какие два государства являются донорами в Антикризисный фонд ЕврАзЭС? Опять Россия и Казахстан. Все остальные ходят с протянутой рукой и говорят про какие-то дутые деньги, которые они вложат в фонд для того, чтобы забрать их назад. Давайте опираться на то, что реально хочет интегрироваться. Давайте говорить о новом формате отношений, опираясь на интеграционную "двойку", и давайте оставим за бортом этих хитрых ребят, которые рано или поздно перехитрят себя сами.

←Злотников: белорусское руководство не разбирается в экономике

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика