Депутаты планируют ратифицировать протокол об обмене информацией по трансфертному ценообразованию в ЕврАзЭС
Источник материала: БелТА
06.02.2007 16:53
—
Новости Политики
6 февраля, Минск /Мария Гуцало - БЕЛТА/. Постоянная комиссия Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ рекомендует депутатам нижней палаты белорусского парламента ратифицировать Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС на предстоящей весенней сессии. Такое решение было принято сегодня на заседании комиссии в Минске.
Как отметил первый заместитель министра по налогам и сборам Владимир Полуян, как правило, взаимоотношения между предприятиями государств-участников ЕврАзЭС складываются на основе конъюнктуры цен на товары, что для налогообложения означает уплату налогов с реальных результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности. Однако в ряде случаев налоговые органы сталкиваются с иным порядком применения договорных цен, когда продавец и покупатель манипулируют ценами, используя разные налоговые режимы государств для минимизации налогов, и в первую очередь, налога на прибыль. Отклонение от рыночных цен могут наблюдаться и в рамках одной страны, когда у предприятий отдельных отраслей имеются более благоприятные условия налогообложения по сравнению с другими. Для определения такого явления было введено понятие "использование трансфертного ценообразования". Его основой является занижение цен на экспортируемые товары, работы, услуги или их завышение на импортируемые. Сэкономленные на налогообложении суммы возвращаются в страну в виде инвестиций, в том числе заемных средств, что также служит инструментом для занижения поступлений в бюджет.
Противодействие таким схемам устанавливается в национальном законодательстве и заключается в предоставлении права налоговым органам при установлении в сделках между субъектами хозяйствования отклонения от рыночных цен исчислять налоговые обязательства субъектов не на основании бухгалтерского учета, а исходя из реальной стоимости сделки. Положение о налоговом регулировании трансфертного ценообразования содержится в Польше, Австрии, США и ряде других государств, которые уже имеют практику их применения. В странах СНГ наибольший опыт в этой области имеют Казахстан и Россия, отметил докладчик.
Владимир Полуян сообщил, что предлагаемый к ратификации протокол предоставляет право налоговым органам государств-членов ЕврАзЭС обмениваться информацией об условиях сделок для анализа ценового фактора. "Документ предусматривает обмен информацией о ценах на товары, условиях и сроках доставки, страховки, иной информации, необходимой для анализа цен по сделкам, в целях сравнения их с рыночными ценами на аналогичные товары", - пояснил он.
Налоговые органы Беларуси в силу отсутствия норм в национальном законодательстве не вправе производить корректировки объектов налогообложения для белорусских налогоплательщиков в случае отклонения цены контракта от рыночных цен. "Однако это не означает, что мы не отслеживаем такие сделки", - подчеркнул первый замминистра по налогам и сборам. Так, налоговые органы республики смогут предоставить необходимые факты для проведения контрольных мероприятий налоговой службе иностранного государства. К тому же протокол дает возможность направлять в налоговые органы другого государства сведения таможенников о перемещаемых товарах, что увеличивает информационные возможности фискальных органов при оценке внешнеторговых операций.
По мнению Владимира Полуяна, ратификация данного протокола будет способствовать расширению сотрудничества налоговых органов государств ЕврАзЭС в сфере пресечения налоговых нарушений.
Как отметил первый заместитель министра по налогам и сборам Владимир Полуян, как правило, взаимоотношения между предприятиями государств-участников ЕврАзЭС складываются на основе конъюнктуры цен на товары, что для налогообложения означает уплату налогов с реальных результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности. Однако в ряде случаев налоговые органы сталкиваются с иным порядком применения договорных цен, когда продавец и покупатель манипулируют ценами, используя разные налоговые режимы государств для минимизации налогов, и в первую очередь, налога на прибыль. Отклонение от рыночных цен могут наблюдаться и в рамках одной страны, когда у предприятий отдельных отраслей имеются более благоприятные условия налогообложения по сравнению с другими. Для определения такого явления было введено понятие "использование трансфертного ценообразования". Его основой является занижение цен на экспортируемые товары, работы, услуги или их завышение на импортируемые. Сэкономленные на налогообложении суммы возвращаются в страну в виде инвестиций, в том числе заемных средств, что также служит инструментом для занижения поступлений в бюджет.
Противодействие таким схемам устанавливается в национальном законодательстве и заключается в предоставлении права налоговым органам при установлении в сделках между субъектами хозяйствования отклонения от рыночных цен исчислять налоговые обязательства субъектов не на основании бухгалтерского учета, а исходя из реальной стоимости сделки. Положение о налоговом регулировании трансфертного ценообразования содержится в Польше, Австрии, США и ряде других государств, которые уже имеют практику их применения. В странах СНГ наибольший опыт в этой области имеют Казахстан и Россия, отметил докладчик.
Владимир Полуян сообщил, что предлагаемый к ратификации протокол предоставляет право налоговым органам государств-членов ЕврАзЭС обмениваться информацией об условиях сделок для анализа ценового фактора. "Документ предусматривает обмен информацией о ценах на товары, условиях и сроках доставки, страховки, иной информации, необходимой для анализа цен по сделкам, в целях сравнения их с рыночными ценами на аналогичные товары", - пояснил он.
Налоговые органы Беларуси в силу отсутствия норм в национальном законодательстве не вправе производить корректировки объектов налогообложения для белорусских налогоплательщиков в случае отклонения цены контракта от рыночных цен. "Однако это не означает, что мы не отслеживаем такие сделки", - подчеркнул первый замминистра по налогам и сборам. Так, налоговые органы республики смогут предоставить необходимые факты для проведения контрольных мероприятий налоговой службе иностранного государства. К тому же протокол дает возможность направлять в налоговые органы другого государства сведения таможенников о перемещаемых товарах, что увеличивает информационные возможности фискальных органов при оценке внешнеторговых операций.
По мнению Владимира Полуяна, ратификация данного протокола будет способствовать расширению сотрудничества налоговых органов государств ЕврАзЭС в сфере пресечения налоговых нарушений.
БелТА (оригинал новости)