Как наладить работу отдела продаж, чтобы увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

Источник материала: ProBusiness  
01.11.2025 07:00 — Разное

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

Владимир Доманов начинал свой путь в продажах с холодных звонков в call-центре Т-Банка (ранее Тинькофф Банк), где он прошел путь от холодных звонков до построения системных отделов продаж для малого и среднего бизнеса. Сегодня Владимир построил 118 отделов продаж, а его клиенты не просто увеличивают выручку и продажи, но и изменяют хаос в четкую систему. Владимир Доманов рассказал «Про бизнесу», как из рядового продавца стать востребованным консультантом и какие техники действительно работают в B2B-продажах.

«У меня из ушей кровь текла от того, как они продают. Я их выгонял, приходил новый и ничего не менялось»

Владимир Доманов, как и многие другие студенты, учился на менеджера-экономиста, не имея представления о будущей профессии.

— Пошел потому, что звучит красиво. И, как у любого студента, у меня была мечта поработать по специальности, — вспоминает Владимир. — Я работал грузчиком, разнорабочим, зарабатывал деньги. На первом курсе разместил свое резюме на сайте, что ищу работу, желательно по специальности. Мне позвонил рекрутер и сказал: «Есть вакансия менеджера по продажам». Я зацепился за слово «менеджер». Учусь на менеджера-экономиста, тут менеджер по продажам — вдруг по специальности. Пришел на собеседование. Понятия не имею, чем занимается менеджер по продажам. Так я оказался в филиале колл-центра Тинькофф Банка, когда тот только начинал свое развитие.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

— Я попал сразу в самые жесткие продажи — холодные звонки, просто по телефонной базе. Мне дали листик, сказали читать. Вдруг у тебя начнет получаться. И так, в принципе, случилось. Я понял, что если правильно подбирать слова, убеждать людей и не опускать руки, то они в итоге соглашаются, — объясняет Владимир. — Хотя изначально мне казалось это странным. Ты звонишь человеку, который не ждет твоего звонка, он тебя не знает. Он понятия не имеет, что такое Тинькофф Банк. Это был тогда банк, у которого не было физического отделения. И людей это пугало. Но при этом кто-то из них соглашался и покупал.

После колл-центра Владимир прошел классический путь продаж: работал по заявкам, продавал B2B в холодную, ездил на встречи, набирался опыта. Переломный момент наступил, когда ему как лучшему менеджеру предложили позицию руководителя отдела продаж.

— Я помню до сих пор, что шел домой такой счастливый. Блин, я теперь руководитель отдела продаж, а не просто продавец. Фактически ничего не поменялось, кроме надписи на визитке, потому что отдел надо было комплектовать, — признается Владимир.

Оказалось, что быть хорошим продавцом и руководить отделом — совершенно разные навыки.

— Я понятия не имел, что должен делать руководитель отдела продаж, и поэтому продолжал сам продавать. Первые попытки выстроить систему, нанять человека были провальные. У меня не было системы обучения, не было нормальных скриптов. Фактически я требовал от него того, как я сам делал, но без какого-либо обучения. У меня из ушей кровь текла от того, как они продают. Я их выгонял, приходил новый и ничего не менялось.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

В какой-то момент я понял, что нужно учиться. Руководитель отдела продаж, и в принципе руководитель — это такая же профессия, как любая другая. А любая профессия мстит за дилетантский подход. Я обучался в таллинской школе менеджеров, у Владимира Тарасова, у Александра Фридмана и других людей. Применял знания на практике и выстроил свой первый системный отдел продаж.

После этого я понял, что следующая ступенька развития — это коммерческий директор, который отвечает в том числе за маркетинг. Я еще пошел обучаться маркетингу, и мне в управление отдали еще и отдел маркетинга.

«Если хочешь быстро расти, всегда нужно выходить за рамки только своих интересов»

После успешного управления коммерческим блоком собственник компании предложил мне долю в бизнесе, потому что видел, что на мне много операционных процессов завязано, видел, что я вовлечен на 100%, и, в принципе, у меня отношение к работе всегда было как к своему делу, — объясняет Владимир.

Если хочешь быстро расти, всегда нужно выходить за рамки только своих интересов и думать об интересах компании и ее собственника. Тогда собственник это заметит и будет продвигать. Я никогда не хотел быть предпринимателем. Если бы мне тогда кто-нибудь сказал, что у меня будет своя компания, мы построим более 100 отделов продаж и буду выступать на конференциях перед тысячами людей, я бы не поверил. Я просто классно делал свою работу и любил ее.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

Владимир стал сначала соучредителем компании, продолжал развивать ее уже в роли собственника и директора. Потом взгляды на развитие компании разошлись, и он начал заниматься тем, что у него хорошо получалось — помогать другим компаниям строить отделы продаж.

«Есть спрос — надо сформировать и предложение»

История консалтингового бизнеса началась естественным образом. Я продавал B2B, и один из клиентов-директоров, с которым я общался, предложил поделиться знаниями. Я подумал, что это классная идея. Почему бы и нет? Я уже внутри своего отдела проводил разные тренинги, обучения и уже тогда начинал активно вести социальные сети. Некоторые собственники были подписаны на меня в Facebook. Кому-то откликался мой подход в работе, и они сами ко мне стучались.

Если есть спрос, надо сформировать и предложение. Я просто тогда поставил 5 обучающих встреч с отделом продаж стоимостью $ 500. Честно говоря, было очень страшно не оправдать ожидания, но я действительно сделал все для того, чтобы у них был результат. Они остались очень довольны.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

Помимо того, что я помог клиенту, я сам прокачался — новый продукт, новая технология продаж. Я понял, что даже в свою компанию принес что-то новое, посмотрев, как это работает у других.

Есть просто продавцы, которым больше нравится продавать B2B. Есть продавцы, которым больше нравится B2C. Я поработал и в том, и в том сегменте и понимаю различия. Они не такие большие, как кажутся. Одно из ключевых отличий — в B2B зачастую больше лиц принимают решения, потому что может быть задействован собственник, директор, руководители.

У каждого свои критерии принятия решений. Собственникам, например, важны только деньги — как мне это вернется. Руководителям — как это я буду использовать на практике. Специалисту — как это скажется на моей работе. Когда вы продаете B2B, нужно учитывать критерии принятия решений всех лиц.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

В B2C тоже есть специфика. Например, если продаете строительство частного дома, и у клиента есть девушка, с которой они планируют жениться, растить детей, правильным решением будет продавать не только ему, но им двоим.

— У меня были кейсы, когда продавцы продают одному человеку, а сделка не состоялась лишь из-за того, что его девушка параллельно тоже искала, с кем поработать по строительству домов. И она его убедила, что другой подрядчик лучше, — объясняет Владимир. — Поэтому мой подход такой: в продажах мы всегда продаем людям и в B2C, и B2B.

«Понятное дело, что мы немного хитрим, но при этом мы же благое дело делаем, звоним в компанию предложить что-то, что им даст пользу»

Выход на лицо, принимающее решение (ЛПР) — одна из главных задач в холодных B2B-продажах. Владимир выделяет два основных способа: через звонки и через сообщения.

Если говорить про холодные звонки, есть несколько важных принципов:

— Вам не должны — ни секретари, ни тот, на кого вы попали — считать продавца, который хочет что-то предложить. Как только секретарь слышит «мы хотим вам что-то предложить», они сразу говорят: «Отправляйте на info», «Отправляйте на почту» и так далее.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

Когда звоните, чтобы вас сразу переключили, надо разговаривать с секретарем так, как будто вы уже 300 лет знакомы.

— Скрипт может выглядеть так: «Здравствуйте, соедините с вашим директором. Скажите, директор на месте?» Секретарь может сказать: «По какому вопросу?» На что можно просто ответить: «Это Владимир Доманов, он знает». Понятное дело, что мы немного хитрим, он нас не знает. Но при этом мы же благое дело делаем, звоним в компанию предложить что-то, что им даст пользу. Если искренне в это верить, то можно такие уловки использовать.

Второй способ — звонить под легендой. Например, метод «письмо»: звонишь секретарю с легендой, что ты курьер, который отправляет корреспонденцию в компанию.

— Скрипт выглядит так: «Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, ваш физический адрес, на почте мне надо документы отправить». Она начинает диктовать. Мы говорим: «Так, записываю. А индекс?» Она индекс говорит. После этого: «Так, ну и ФИО директора, пожалуйста». Тут работает принцип последовательности.

Владимир ссылается на книгу Роберта Чалдини «Психология влияния», где говорится, что люди в целом последовательны: если они говорят А, Б, скорее всего, они сделают С.

— Когда мы у секретаря запрашиваем простую информацию — адрес, индекс — и вторым, третьим вопросом выпаливаем «фамилия директора», зачастую в 90% случаев секретарь говорит эту информацию. А потом можно вообще сказать: «Слушайте, а можете на него переключить, я предупрежу, что документы отправляю».

«Большинство менеджеров продают личную встречу как что-то полезное, а зачем собственнику бизнеса с вами знакомиться?»

Есть способы найти ЛПР через LinkedIn, погуглив, просто зайдя на сайт и посмотрев имя, фамилию, почту, Facebook, Instagram.

— Однажды мне надо было выйти на руководителя отдела маркетинга крупного банка. Я стучался везде: написал и в Facebook, и в Telegram, звонил в холодную. Я ожидал, что в холодную тяжело будет дозвониться до такого человека. А фактически у меня получилось как раз через холодный звонок. Но она уже знала, что я писал и сказала: «Вы меня уже задолбали, везде меня писали». В итоге через три месяца мы заключили договор полностью в холодную.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

Владимир подчеркивает важный принцип B2B-продаж:

— Тем B2B-продажи хороши, и это отличие от B2C-продаж, что только вы как продавец выбираете, когда отпускаете клиента. Если хотите продать кому-то, это просто вопрос времени. Тем меня возбуждают B2B-продажи, потому что, по моему мнению, когда делаешь первый звонок или первый заход, и клиент начинает сопротивляться, просыпается такой животный преследователь, который хочет: ну все, теперь точно надо ему продать. Это челлендж для самого себя.

— Надо двигаться максимально поступательно и неформально. Например, как бы я писал: «Ян, добрый день, коротко по одному важному вопросу». Пишу какой-нибудь абзац и буквально небольшое УТП. Никакое не «предложить», вообще нужно обозначить интерес.

Многие пытаются сразу с первого сообщения продать дорогой товар, услугу, проект, описать преимущества работы.

— Фактически нужно продать следующий шаг — конкретно созвон, общение, встречу. Реально задуматься, какую пользу на этой встрече, в этом созвоне вы можете дать другому человеку, чтобы он точно на нее согласился.

Большинство B2B-компаний закрывает следующий шаг так: «Ну, мы лично с вами познакомимся, попьем кофе».

— Так конверсия будет очень плохая. Зачем CEO какой-то компании с вами знакомиться и говорить про перспективу, что может быть когда-нибудь вы принесете друг другу пользу. Так не работает.

На примере своего бизнеса Владимир объясняет, что продает на большие чеки консалтинговые проекты. Следующий шаг — бесплатный экспресс-аудит отдела продаж.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

— Мы говорим собственникам, что за 2 часа времени, во-первых, мы поделимся с вами результатами контрольной закупки, которую мы сделаем абсолютно бесплатно, и вы уже получите обратную связь о том, как работают ваши менеджеры. Второе: вы получите объективную обратную связь со стороны компании, которая уже построила более 100 отделов продаж о том, как у вас выстроена система, где слабые зоны. Третье: дадим вам от 5 до 15 рекомендаций, как увеличить ваши продажи прямо сейчас. Это вас ни к чему не обязывает, при этом вы сможете действительно по-новому взглянуть на вашу систему отдела продаж. Скажите, Ян, как вы смотрите на то, чтобы встретиться уже в эту пятницу в 17.00?

Владимир не говорит, что они «познакомятся», он сразу продает то, что человек на бесплатной встрече получит пользу.

— Если у вас слабая конверсия в следующий шаг, задумайтесь о том, как вы продаете и какую ценность получит человек от этого следующего шага.

«Любой клиент — это ваш клиент, значит, вы ни для кого не хороши»

Владимир скептически относится к предпринимателям или руководителям, которые говорят, что их клиент — любой клиент.

— Любой — значит, вы не хороши ни для кого. Это действительно проблема, особенно у микробизнеса либо малого бизнеса, что они не понимают, кто их клиенты на самом деле. У них нет портрета.

Когда вы знаете портрет своего клиента, вам очень легко сформировать для него офферы, предложения, пройтись по болям.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

— Мне легко продавать своим клиентам, потому что я четко знаю боли собственников малого бизнеса. Когда я провожу встречу или делаю экспресс-аудит, я могу на эти боли надавить, понимая, что с вероятностью 98,9%, а иногда даже 100%, я в них попаду. Боли плюс-минус у моей целевой аудитории понятные, определенные, и я очень хорошо их знаю.

Следующее, что нужно сделать, чтобы выделиться — делать больше точек касания с клиентом.

— Многие, как делают 99% белорусских предпринимателей и отделов продаж: мы договорились на встречу через неделю, они забивают на тебя. Во вторник в следующей неделе, это хорошо, если они тебе напишут: «Приветствую, завтра все в силе у нас?» Вот, можно так. И так делают 99%.

Как можно увеличить шансы на продажу в коммуникации с клиентом:

После согласования встречи: сразу же выслать резюме, например: «Ян, здравствуйте, давайте-ка я резюмирую наши договоренности, в среду договорились на встречу. На ней мы обсудим». Такое фоллоу-ап письмо написать.

На следующий день: можно выслать клиенту информацию о себе, свои кейсы. Мы говорим: «Здравствуйте, решил еще перед нашей встречей отправить некоторые наши кейсы из вашей сферы, возможно, будет любопытно с ними ознакомиться. Хорошего дня». Мы ничего не продаем, но поделились информацией.

Перед встречей: если клиент холодный, скидываем какой-то бесплатный мастер-класс, который поможет человеку к встрече с нами познакомиться, понимать, кто мы такие, подготовить вопросы.

В понедельник перед встречей в среду: можно записать кружочек и сказать: «Здравствуйте. Смотрел свой план на неделю, увидел, что у нас с вами встреча в среду, прямо сразу настроение поднялось, поэтому решил записать вам кружочек и поделиться этим хорошим настроением».

— Это реально работает. Человек получает внимание. Если вы до встречи с человеком сделали хотя бы два таких касания в переписке, а потом уже позвонили и подтвердили, вы с человеком когда встретитесь, он уже будет вас ждать как роднулечку.

Когда проводите личную встречу с клиентом, очень важно, как устанавливаешь контакт с человеком.

— У меня некоторые наблюдения: даже когда вы ко мне в гости пришли, я предложил вам кофе-чай. Моя рекомендация: кофе-чай вместе с вами с удовольствием, потому что одному сидеть, сербать чаек, например, либо кофеек, ну как-то странно. Но если человек предлагает «вместе с вами с удовольствием попью», то уже прикольно — есть чем разбавить паузы и время на подумать, ты человека угостил, поухаживал, это очень важно.

Когда заходите в переговорку: никогда не садитесь спиной к двери. Почему? Потому что если кто-то заходит, вам надо оборачиваться. Позиция, когда вы видите дверь и видите своего собеседника — выигрышная.

— Если есть возможность так сесть, чтобы как будто на уголок — не друг напротив друга, а по диагонали — такое положение лучше располагает к диалогу. Это все мелочи, которые складываются в первое впечатление.

Small talk: это общение на неформальную тему, которая располагает к себе собеседника. У меня был случай, когда я пришел к клиенту, а у него иконы висели в офисе. У нас много верующих предпринимателей. Мы с ним про религию поговорили, про Бога, минут 20. Мы потом деловые вопросы за 15 минут обсудили и заключили сделку, потому что сблизились как два человека.

Как наладить работу отдела продаж, чтобы  увеличить прибыль. Лайфхаки от Владимира Доманова

Владимир советует подмечать, что в офисе у человека:

— Если семья есть, я вижу ребенка, у меня тоже сын, например, 7 лет, всегда можно про детей поговорить. Когда говорите «моему 7 лет», человеку автоматически хочется тоже рассказать про себя, пооткровенничать.

Это важно, потому что в B2B при прочих равных — есть цена, условия — но человек выбирает, с кем ты будешь работать, насколько тебе человек импонирует.

— Важно установить этот неформальный контакт, чтобы даже если потом конкуренты будут перебивать ценой, человек работал с вами, потому что человек просто близок по ценностям, по своим подходам.

«High level продаж B2B — это когда на встречу приезжаете уже с готовым макетом договора, чтобы прямо на нем поставили подпись»

Владимир всегда думает, какой оффер на закрытие сделки у него есть, чтобы клиент согласился прямо здесь, сейчас.

Правильно и профессионально, когда у продавца несколько этих офферов, потому что есть разные типы клиентов:

Для клиентов, которые хотят получить выгоду по деньгам — есть свои акции, которые можно предложить.

Для клиентов, которые не до конца доверяют — у нас есть оффер: если в первый месяц работы вам что-то не нравится, мы 100% возвращаем деньги. Вы в таком случае не рискуете. Это скрытый оффер, мы его не всем даем.

Для клиентов, которые хотят дополнительной ценности — мы можем предложить какой-то сервис или дополнительную услугу. Например: «Если вы принимаете решение уже сейчас на встрече, я проведу обучение отдела продаж, лично приеду — это будет бонусом». И сразу же вопрос закрывающий: «Что скажете?»

— High level продаж B2B — это когда на встречу приезжаете уже с готовым макетом договора, чтобы прямо на нем поставили подпись. Это еще Батырев завещал в своей книге «45 татуировок продавана»: невозможно оплатить счет, который не выставлен.

Когда мы приезжаем на встречу, сразу дарим будильник, на котором написано «Время делать продажи», с логотипом. Клиенту приятно, и он уже расположен к встрече.

— Кстати можно позвонить накануне встречи секретарю: «Светлана, у меня завтра встреча с вашим директором, подскажите, что ему нравится? Чем он увлекается?» Она точно знает, так как с ним работает. Мой знакомый на встрече клиенту подарил банную шапку. И этот жест нашел отклик. Вспоминается фраза: «Выигрывает тот, кто больше готов заплатить за клиента». Подарил банную шапку — все, клиенту хочется сделать равным этот обмен, чем-то отплатить, чтобы не оставаться в должниках.


Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика