«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Источник материала: ProBusiness  
08.05.2025 07:00 — Разное
«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию
Светлана Якубова.

Многие белорусские предприниматели до сих пор считают маркетинг ненужной тратой денег, полагая, что хороший продукт сам найдет покупателей. Они выделяют минимальные рекламные бюджеты, ожидая «чуда» и не осознавая, что в большинстве ниш прибыль напрямую зависит от эффективного продвижения. Это подтверждает опыт Светланы Якубовой, владелицы одноименного маркетингового агентства, которое работает с белорусскими и российскими компаниями. Пережив немало трудностей, девушка прошла путь от учителя музыки до опытного маркетолога с собственным штатом сотрудников и 47-ю нишами за плечами. По мнению Светланы, современный маркетинг — это не хаотичные посты, а продуманные воронки продаж, нацеленные на конкретные боли аудитории, а текущий тренд 2025 года — точечные продукты с низким чеком, которые быстро закрывают потребности клиентов. Читайте в новой статье «Про бизнес», как найти свое дело и строить маркетинг, который действительно продает.

«Стыд быть слишком уверенной и смелой надолго засел в голове»

— Я всегда была про деньги, даже в детстве. У нас было 50 соток земли, засаженных всем подряд. Я копила деньги и искала варианты как еще заработать. Помню, как собирала клубнику в огороде родителей и решила: «Пойду на рынок!». Там я прошлась по «конкурентам», оценила их клубнику, узнала стоимость и продала свою в два раза дороже, потому что наша была лучше остальных. Потом мама рассказывала всем с улыбкой, как я бабок обставила, но чувствовалось, что ей немного стыдно за мою наглость. Стыд быть слишком уверенной и смелой надолго засел в голове…

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Денег в семье часто не хватало. Родители строили дом, и бывали моменты, когда мы с сестрой ходили в обносках. До сих пор ненавижу, когда дарят вещи на праздники. Четкая ассоциация с бедностью. Помню, как сестра в мае носила зимние ботинки с протертыми до белизны шнурками. Это травмировало так, что она до сих пор тратит все на одежду. А у меня эта травма переросла в активное зарабатывание денег, цель заработать и обеспечить себя и свою семью, несмотря ни на что. Я всегда боялась «умереть бомжом», и поэтому с детства училась зарабатывать. Например, мама платила мне 50 рублей (до деноминации) за прополку грядок. Для человека, который до ужаса боится червей и насекомых, это был очередной опыт из серии: «заработаю, не смотря ни на что». Сейчас говорят, что детям нельзя платить за работу по дому, но для меня это лучший урок: хочешь денег — заработай.

«Однажды мне передали, что зарплаты не будет»

Когда пришло время выбирать профессию, музыка была единственным направлением, о котором я думала: много лет играла на фортепиано и на тот момент не видела других вариантов. Мне 16, а в голове мысль: «Ну кем мне еще быть?». Поступила в музыкальный колледж, а уже через полгода поняла — это не мое. Но я не бросила. Учеба давалась легко, но в музыке я была середнячком: оценки 6−7, хотя по другим предметам — 8−10. И даже в период обучения я всегда искала возможности заработать: работала официанткой, мерчендайзером в магазине и даже поваром в ресторане в ночные смены. В 16−20 лет пыталась жить на максималках. Днем — колледж, ночью — работа. Бывало, не спала по два дня: смена в кафе с воскресенья на понедельник, потом пары, потом снова смена. По вторникам и четвергам еще играла в музыкальной группе. Организм не выдерживал — начались проблемы со здоровьем, все плыло. Мама уговаривала уволиться, обещала дать денег, но я уперлась: «Нет, я сама!». Однажды мне передали, что зарплаты не будет. Пошла разбираться, добилась своего, но меня уволили. Тогда я поняла, как важна справедливость. Этот принцип до сих пор со мной: все должно быть честно.

После колледжа мама настаивала на университете, а я мечтала зарабатывать. В итоге поступила на заочку на специальность с красивым названием — менеджмент международных культурных связей. Звучало круто, но оказалось ерундой. Я сдала экзамены почти наугад, прошла по баллам и училась, параллельно работая. Осознание, что пора двигаться дальше, пришло позже, когда я работала учителем музыки в школе. Муж постоянно подталкивал: «Делай что-то свое, начни вязать, веди Instagram, продавай». Но школа выжимала все соки — я отдавалась детям полностью, а на себя сил не оставалось.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Но один случай все изменил. Мне, пианистке, поручили ставить детский театральный спектакль. Я понятия не имела, как это делать, но решила: буду делать по-своему. И мы с детьми заняли первое место на конкурсе! Это еще один урок: страшно, но делай. Еще в 15 лет я мечтала стать визажистом, но курсы были слишком дорогими. Когда уже работала в школе, муж поддержал: «Бери свадебные деньги, иди учись». Я пошла, купила крутую косметику, но быстро поняла, что опоздала — рынок уже забит звездами. Работала за копейки: 10 рублей за макияж, и столько же тратила на проезд, чтобы доехать до клиента. Параллельно подрабатывала по ночам в колл-центре, продавая интимные товары в Россию и Казахстан. Это была жесткая работа, но потрясающая школа продаж. После такого мне уже ничего не страшно продавать. Однажды коллега обманула там часть клиентов, и меня чуть не уволили за компанию. А я думала она не виновата, пока она не кинула меня на 4 миллиона по тем временам. Это был стресс: деньги доставались таким трудом, а их просто украли.

«Страх остаться без денег с маленьким ребенком был сильнее, чем страх идти во что-то новое»

Все изменилось в 2020 году, когда началась пандемия. У меня был маленький ребенок, декретные — 350 рублей, а мужу объявили, что фирму, где он работал, закрывают. После тяжелых родов я еле восстановилась: преэклампсия, спайки в мозгу, последствия наркоза. Я не помнила, где лево, где право, не могла понять, какая температура на улице… До сих пор путаю имена и лица. Тогда я понимала, что нужно срочно что-то делать. Страх остаться без денег с маленьким ребенком был сильнее, чем страх идти во что-то новое. В тот момент я «грелась» в контенте на эксперта по маркетингу. Подумала: «А почему бы не попробовать?» Я сказала мужу: «Давай, я начну». Он поддержал: «Пробуй».

Мы отдали последние деньги — тысячу долларов — на курсы. Не передать как было страшно, мне казалось я даже читать разучилась из-за последствий операции. Но поставила цель: не брошу, пока не отобью эти деньги. Училась по ночам, с ребенком на руках, спала по три часа. Мне очень повезло с учителем и я сама выкладывалась на полную — дотошно все изучала. Я начала делиться процессом: анализ конкурентов, контент-планы — все, что изучала. Через месяц запустила в блоге бесплатно марафон и на них отрабатывала все процессы маркетинга. Пока кто-то анализировал ЦА одного клиента — я сделала это на 7 проектах. Еще через месяц появился первый клиент на коммерческих условиях.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Первый проект был психологически сложным. Помню, как радовалась результатам: охваты в сторис были 100, а через 2 недели уже больше тысячи. Но коллектив не особо жаловал меня, не нравился мой визуал. А мне, если честно, уже тогда было ровно на картинку, я топила за цифры и результаты в виде клиентов и продаж. Записи клиентов росли, но коллектив все равно критиковал: «Твои сторис ужасны, где эстетика?» Я чувствовала себя кошмарно, хотя результаты говорили сами за себя. Через три месяца ушла. Но ребята порекомендовали меня другому клиенту, и начался сарафан. Чеки были маленькими, работы — море. Я боялась называть цену выше, пока не наступил переломный момент. Мы с мужем решили, что он уходит в декрет, а я беру на себя обеспечение семьи. Это был стресс и большая ответственность. Тогда же появился проект, где я рискнула назвать чек выше х2. Согласились легко, что я даже подумала: «Нужно было больше называть». В те времена средняя стоимость SMM-специалиста на рынке была в районе 800 рублей. Я назвала 1600. После этого проекта я решила: ниже не продаю. Если платят столько, значит, я стою этих денег.

«Тащила все на себе, брала огромную ответственность за результаты клиентов»

Клиенты приходили по рекомендациям, и я давала им больше, чем они ожидали. Даже на консультациях вместо часа работала два, прописывала стратегии, контент, аналитику, учила внедрять. Потом следила, как внедряют, помогала встраивать процессы. Люди это ценили и рекомендовали меня дальше. Но был и кризис. Я начала сливать клиентов — отказывалась, хотя время и потребность в деньгах были. Почему? Страх. Я копнула глубже с психологом и нашла связку: деньги = смерть. Постоянно волноваться, хватит ли денег, — мой гомеостаз. И чтобы выйти из него, нужно менять мышление. Прорыв случился, когда я начала работать с установками: деньги — это не зло, богатые — не плохие, зарабатывать можно без упахивания. Люди чувствуют мою энергию, мою искренность. Они говорят: «Ты такая классная, с тобой хочется работать». Это и есть мой секрет.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

В 2022 году я выгорела: тащила все на себе, брала огромную ответственность за результаты клиентов. Параллельно пыталась открыть бьюти-студию с подругой — думала, раз я маркетолог, то легко подниму офлайн-бизнес. И тут здоровье подвело: нашли образование в мозгу. Я думала, это конец. Уже представляла, как записываю видео для сына: «Ты молодец, верь в себя, мама тебя любила всегда». Три месяца стресса, МРТ, страх. Я ушла из студии, объявила клиентам в маркетинге отпуск. Тот период был дном. Поняла это, когда сын попросил машинку за 10 рублей, а я поймала себя на мысли, что это дорого. Раньше мы покупали игрушки за 50 рублей и могли забыть их в песочнице — и плевать. А тут я спустилась на дно своего гомеостаза, привычного состояния страха и нехватки. Пошла к психологу — мы проработали это, и я решила возвращаться в маркетинг.

«Хороший маркетолог говорит цифрами и прибылью клиента»

Примерно 80% бизнесов закрывается в течение первых трех лет работы. Так происходит, потому что у некоторых проектов продукт не соответствует запросам рынка, однако чаще причина лежит в неэффективной реализации маркетинговой стратегии. Второе более актуально для белорусского бизнеса: большинство предпринимателей делают действительно крутые продукты, но обесценивание и отсутствие маркетинговой стратегии приводит к краху. Моя миссия — забрать у предпринимателей на себя те маркетинговые задачи, которые мешают им заниматься любимым делом, расти. При этом я сама занимаюсь тем, что обожаю и от чего мурашки по коже бегают.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Мой подход — это система и результат. Я не про «рилсики» и красивые картинки. Хороший маркетолог говорит цифрами и прибылью клиента. У меня конверсия в продажу 90%, потому что я честно объясняю: «Вот точка А, вот задачи, вот результат». В договоре прописываю гарантию: если не достигаем цели, следующий месяц работаю бесплатно. Но такого еще не было — не сплю ночами, генерирую идеи, пока не добьюсь результата. Команду подбираю такую же — готовых гореть дедлайнами. Основной источник клиентов — «сарафан». Клиенты рекомендуют, потому что я даю больше, чем обещаю.

Я поработала с 47 разными нишами: от юристов до террас из ДПК. Страшно? Всегда. Но я начинаю с анализа целевой аудитории, изучаю продукт, конкурентов, вхожу в нишу глубоко. Только потом строю воронки и контент. Самый большой гонорар за проект — 4416 рублей в месяц, с учетом комиссии банка. Но для меня важнее не чек, а интерес. Я люблю сложности: когда все идет гладко, а потом ломается, я думаю: «Класс, игра началась!»

Сейчас у меня стабильный поток клиентов — 7−10 постоянных проектов в месяц, плюс консультации и большая работа над ростом команды ради будущего развития компании. Каждый проект для меня — это вызов. Но недавно я дошла до потолка, когда поняла: физически не могу делать все сама. Так началось делегирование. Я стала передавать задачи, которые отнимают время, но не приносят денег, — визуал, съемки, монтаж. Набрала команду перспективных ребят, которых сама обучаю.

Делегировать было страшно. Боялась, что потеряю контроль, что качество упадет. Все проходит через меня — я проверяю каждую задачу. Бывает, что разбиваю работу под ноль, если она не дотягивает, и прессую команду, пока не добьюсь идеала. Одна из коллег даже шутит: «Ты питаешься моей кровью». Но когда на третий раз присылают огонь — я кайфую. И они кайфуют. Говорят, что работа со мной — офигительная школа жизни.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Финансовая ответственность тоже пугала. Пока команда работает по проектам, не на фиксированной зарплате, они зарабатывают хорошо. Я еще учусь быть собственником, а не просто специалистом. Это сложно — перестроить мышление, отпустить контроль. Иногда думаю: «А вдруг клиент уведет моего специалиста?». У меня даже был случай, когда заказчик написал специалисту напрямую, но она рассказала мне. Заказчика поняла: все хотят найти более выгодные условия. Но теперь в договоре есть пункт: два года после работы со мной команда не может сотрудничать с моими клиентами напрямую. Доверяю, но проверяю.

Расти как собственнику бизнеса мне мешает мышление. Я выстраиваю системы для клиентов, но на себя не хватает ресурса. Как сказал один ментор: «Возьми себя в клиенты». Я уже прописала стратегию для своего бизнеса, знаю, что делать, но пока не дошла до масштаба мечты. А мечта у меня амбициозная — купить бизнес-центр «Футурис», тот, где постоянно крутят LED-рекламу. Почему-то есть убеждение, что если ты купил здание — ты богач. Там будет работать много счастливых людей, будут лететь туда, как на праздник, с вдохновляющей атмосферой, крутыми доходами. Я даже придумала для них геймификацию на работе, чтобы поддерживать мотивацию и с их вовлеченностью приносить еще больше прибыли себе и компании. Возможно, кто-то сейчас подумает «Ерунда какая», но чужие мечты не осуждают. Пока я все еще в проектах, все через меня и чувство ответственности зашкаливает, но я научусь отпускать и реализую большие цели.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Я готова тратить деньги без лимита на отдых и обучение. Курсы, менторы, поездки с семьей, рестораны — это приносит мне удовольствие и рост. Я не понимаю, как люди выживают на 2000 рублей в месяц. Не потому что хочу кого-то унизить, а потому, что верю: твоя жизнь зависит от твоих действий. Если тебе мало — не ной, бери все в свои руки и действуй. Своими действиями мы создаем намерение и удивительным образом все складывается так, как нужно. Я это называю волшебством. Каждое испытание в моей жизни — от финансовых кризисов до проблем со здоровьем — было по силам. Если тебе дают проблему, значит, ты можешь с ней справиться.

Ошибки бизнеса в маркетинге

Ошибка многих предпринимателей в том, что они берут новичков и ждут чудес, а потом приходят ко мне: «Мы пробовали трех, теперь готовы платить». Или верят в «золотую кнопку» — думают, что маркетолог нажмет на нее и продажи польются. Я сразу говорю: «Чуда не будет, работаем системно». Не беру проекты, где клиент не готов выкладываться на 100%. Маркетолог — это партнер бизнеса, а не просто подрядчик.

Еще одна ошибка — недооценивать фундамент. Многие хотят «рилсики» и тренды, но без анализа аудитории и воронок это пустая трата времени. Когда я спрашиваю: «Кто ваши клиенты?», часто слышу: «Мужчины, женщины, 30+». Это не ЦА. Нужно знать проблему клиента, его боли, страхи, возражения, глубинные потребности. Я использую лестницу Ханта, где каждый клиент проходит пять этапов принятия решения: от «мне ваш продукт не нужен» до покупки. В зависимости от ниши этот путь занимает разное время. У меня клиенты подписывают договор за две недели, а у, например, юристов — от мгновенной покупки до месяца. Для каждой ниши я расписываю триггеры, факторы принятия решения, возражения. Например, в нише террас из ДПК рынок узкий, и люди часто не знают, что такое ДПК. Мы создаем контент, который работает на этапе, когда человек сравнивает материалы и убеждаем, что ДПК — это то, чего он хочет. Человек видит рекламу, заходит в профиль, где контент закрывает его возражения, и оставляет заявку.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

В России маркетинг воспринимают как фундамент бизнеса. Там сначала выявляют спрос, создают продукт под потребности рынка, выстраивают мощный маркетинг, продают, а уже потом дорабатывают продукт. Они тестируют нишу, быстро принимают решения и двигаются дальше, если продукт не работает. В России любят деньги и открыто об этом говорят. Там нет стеснения обсуждать доходы или амбиции, что создает среду, где маркетинг воспринимается как инструмент для масштабирования. Это не про способности, а про менталитет — в России быстрее бегут.

В Беларуси ситуация иная. Многие предприниматели не видят ценности маркетинга. Они относятся к нему как к чему-то необязательному: «Ну, это, наверное, должно быть». Они не понимают, что 99% прибыли компании зависит от маркетинга. Если маркетинг слабый, даже идеальный отдел продаж не вытянет бизнес. Качество продукта важно, но без грамотного продвижения о нем никто не узнает. Белорусские предприниматели часто делают упор на продукт, игнорируя продвижение. Они экономят на маркетинге, выделяя, например, 5 $ в день на таргет, и искренне верят, что этого хватит. Когда я говорю, что даже 10 $ в день дают минимальный результат, это вызывает удивление. Они не закладывают маркетинговый бюджет в бизнес-план, обесценивают эту работу, и в итоге их бизнес остается невидимым. Facebook сам пишет, что 5 $ в день не принесут результата, но белорусы все равно надеются на чудо. Еще одна особенность — вера в бесплатные способы продвижения. Многие до сих пор думают, что достаточно публиковать бесплатный контент, и люди сами посмотрят и купят. В России уже два года назад поняли, что это утопия без вложений в рекламу и качественный контент.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Тренды и советы предпринимателям

Тренды в контенте меняются, но я вижу уход от слепого копирования «залетевших» роликов. Они могут набрать миллионы просмотров, а продаж не приносят, если аудитория не целевая. Сейчас классно работают быстрые продажи: маленький продукт с низким чеком — 20−50 рублей. Люди готовы платить ноунейму за что-то доступное, а эксперт на этом зарабатывает.

Например, с юристом мы запустили вебинар по офертам для продаж онлайн-курсов под изменения в законах для инфобизнеса в России. За два часа заработали 100 тысяч рублей. Это был точечный продукт, который попал в боль рынка.

Многие обесценивают SMM, потому что рынок наводнили курсы, где учили, что маркетинг — всего лишь «картиночки и текстики». Это заблуждение. Маркетинг в соцсетях — глубокая работа с психологией, анализом и цифрами. Люди часами сидят там, и грамотный контент может влиять на решения. Я видела Instagram медицинских центров в премиальном районе, где контент уровня 2015 года: непонятные кружочки, слабые заголовки. Это отпугивает. Я зашла и подумала: «Это уровень деревенской поликлиники». А ведь визуал должен быть сочным, современным, а контент — закрывать боли и возражения. Контент должен вызывать доверие, увеличивать лояльность и доносить ценность купить именно здесь, купить именно сейчас. Нужно работать тонко, учитывая, что белорусы заходят в соцсети развлекаться, а не покупать. В России аудитория привыкла к прогреву и готова покупать, а белорусы пока с недоверием покупают в онлайне.

Часто спрашивают, нужен ли разный контент для каждой соцсети. Мой ответ: это зависит от маркетинговой стратегии, целевой аудитории и бюджета. Если бюджет ограничен, нет смысла тратить ресурсы на уникальный контент для Instagram, TikTok и YouTube. Например, для клиента, который ведет только Instagram, я бы предложила публиковать тот же контент в TikTok и YouTube Shorts. Зачем? TikTok отлично проверяет контент на виральность, а повторение контента экономит бюджет. Создать 15 единиц контента для Instagram, 15 для TikTok и 15 для YouTube — это 45 единиц, что требует огромных вложений. Для малого бизнеса это нереально.

«Я всегда боялась „умереть бомжом“, и поэтому с детства училась зарабатывать». Белоруска нашла свое дело в маркетинге и теперь пытается построить компанию

Все меняется, если бюджет позволяет или ниша специфична. Например, в психологических нишах мы публикуем контент и в TikTok, и в YouTube Shorts, потому что аудитория там разная. Но для большинства моих клиентов, особенно с ограниченным бюджетом, я рекомендую фокусироваться на одной платформе и использовать воронки. К примеру, с юристами в России, где с 1 сентября запретили платное продвижение, мы перегоняем аудиторию из Instagram в Telegram. Используем алгоритмы Instagram: публикуем 1−2 сторис для максимального охвата, создаем интригу и переводим людей в Telegram, где уже идет прогрев и продажи.

Кстати, раньше таргет в Telegram был неподъемным для большинства предпринимателей, но россияне уже нашли способ использовать этот инструмент для привлечения трафика в бизнес, причем на более привлекательных условиях. Точкой входа в Telegram.ads раньше были 2500 евро, стало 50 тысяч RUB (примерно $ 603).

Эффективность маркетолога — это цифры. Когда я набирала команду, некоторые кандидаты обещали «10 единиц контента», но это не показатель. Контент должен доносить нужные смыслы и достигать целей, а не просто быть. Часто мы увеличиваем количество контента для клиентов бесплатно, поскольку это будет эффективно для стратегии. Да, это невыгодно для меня с точки зрения бизнеса, но эффективно для результата. Маркетолог должен предоставлять ежедневные отчеты по таргету и еженедельные по соцсетям, анализировать, что работает, и корректировать стратегию вовремя, а не в последний день месяца. Без таблиц и цифр эффективность не измерить.

Редакция «Про бизнес» благодарит кафе-ресторан Amelie за предоставление пространства для съемки интервью.

←Банки должны инвестировать в экономику, а не спонсировать импорт? Как Нацбанк Беларуси меняет курс финансовой политики и что это может значить для бизнеса

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика