Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Источник материала: ProBusiness  
28.09.2024 07:00 — Разное
Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Роман Сетько и Анна Качан — создатели проекта Travel Fest. Это бот, который помогает спланировать недорогое автомобильное путешествие по Беларуси. «Мы собрали туристические места нашей страны и поместили информацию о них в удобный формат», — поясняет Роман. Ребята рассказали порталу «Про бизнес» об этапах создания бота, а также о том, за счет чего им удалось хорошо сэкономить.

«В туризме много конкурентов, но одна ниша нам показалась свободной»

Роман: Travel Fest — это чат-бот в Telegram, который помогает спланировать интересные путешествия по Беларуси на персональном автомобиле. Он предлагает множество неочевидных локаций для туризма. Все знают про Мирский, Несвижский замки и т.д., мы же постарались собрать эксклюзив. Некоторые точки брали из баз, которые недоступны для большинства людей. Мы видим, что в туризме много конкурентов: это и турагентства, и блогеры, и создатели путеводителей. Но, как нам показалось, ниша автоматизированных туристических продуктов у нас пока свободна.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Наш проект работает по логике чат-бота. Бот предлагает вам места, куда можно съездить. Вы делаете выбор (можно выбрать сразу несколько мест) и нажимаете на кнопку. Далее программа автоматически строит для вас маршрут по этим точкам и отправляет данные для навигатора. В боте я на видео поясняю, куда можно сходить и сколько это стоит. На каждой точке мы побывали сами и на каждой записали серию коротких видео, которые вы можете просматривать во время вашей поездки. Все это дает эффект нашего присутствия рядом с вами.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий


Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий


Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий


Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий


Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий


Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий


 

Также бот предложит вам поучаствовать в квесте, приз — скидки у наших партнеров. Например, мы даем скидку 15% на автомойку — логично, что после путешествия хочется смыть мошек с машины.

Роман: Мы с Аней оба учились в стартап-центре БГУ Space University и там стали придумывать для себя проект. У Ани уже была экспертность в сфере туризма и путешествий. У меня — экспертность в IT. Так и пришли к идее создать Travel Fest.

— Откуда у вас, студентов, уже был опыт в туризме и в IT?

Анна: Я раньше работала в компании, которая занималась организацией сплавов на байдарках. Устроилась туда менеджером проектов, доросла до соучредителя.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Роман: Я еще студентом журфака попал в стартап-движуху. Участвовал в предпринимательском форуме, на который через соцсети приглашали студентов. Потом пошел в IT-продажи, после этого стал менеджером проектов, работал в португальском стартапе. Был продакт-менеджером в белорусском банке, там я получил самый большой опыт: увидел, что из себя представляет крупный бизнес изнутри, посмотрел, как выстраиваются корпоративные связи.

Анна: Сначала я и Рома хотели создать квест по стране. Потом поняли, что такое уже есть, не захотели копировать, поэтому решили сделать простой и бюджетный инструмент для путешествий с элементами квеста. Создавать Travek Fest мы начали в нынешнем марте, работу разделили на этапы. Сначала занялись документами, потом маркетингом и SMM. Затем разработали сам чат-бот, начали снимать видео для него.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Роман: Я открыл ИП в родном городе Барановичи: четкий юридический статус нужен в том числе для того, чтобы привлекать партнеров. Оказывая такую услугу, мы должны иметь договор оферты, должны составить положение о персональных данных. Несмотря на то, что мы — маленький стартап, на услуги юристов, а также на организацию съемок, мы потратили около $ 1000. Из них около $ 200 ушло на сайт, его нам сделал знакомый. Эта сумма в $ 1000 включает и расходы на топливо. Всего у нас ушло $ 1500−2000, некоторые согласились работать с нами бесплатно.

В стартап-центре БГУ нас научили классному скиллу: привлекать на работу ребят, давая им взамен возможность получить опыт, т.е. человек трудится за кейс, а не за деньги. У нас классно получается привлекать «бесплатных» сотрудников. Взамен мы стараемся создать хорошие условия: SMM-щик попросил камеру — мы ее купили. Также мы сэкономили засчет того, что внедрили бота в Telegram, а не стали делать отдельное приложение.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

«За два месяца мы проехали по Беларуси 5000 километров»

Роман: Мы объездили все 30 точек, которые есть у нас на карте, и сняли там видео. На этих видео я рассказываю куда сходить, на что посмотреть. Мы в течение почти двух месяцев ездили на эти точки. Это были не поездки ради развлечения, это была работа с 9 утра и до 12 ночи. Для съемок мы составили четкий маршрут и четкий тайминг: куда и во сколько должны приехать, когда должны уехать, чтобы добраться вовремя до следующей локации. Во время съемок нам нужен естественный свет, не закат.

Съемки — это очень веселый и очень сложный процесс. Например, я вроде грамотный человек, но могу допускать ошибки в речи: сказать «ложит» вместо «кладет». Аня следит за этим и за каждую ошибку мне от нее прилетает, иногда у нас разгораются жаркие споры (Улыбается — прим.автора). Хотя это правильно, нужно давать клиенту качественный продукт.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Роман: Основное время тратилось даже не на съемки, а на дорогу. Да, вся Беларусь — это 500 на 600 километров, но мы ради видео проехали около 5000 километров по стране. Думаю, по каждой точке мы проедемся еще раз, снимем там что-нибудь еще. Сейчас у нас 30 локаций, всего мы хотим найти 150−200 суперэксклюзивных белорусских мест и поместить их в бот.

Роман: Доступ к нашему боту стоит 35 BYN, вы платите один раз. Сейчас одна из наших задач — собрать как можно больше партнеров, которые давали бы скидки нашим пользователям. Хотим, чтобы вложенные 35 BYN окупались нашим клиентам через скидки. Партнеры нужны нам не только ради скидок, а еще для продвижения. Сейчас для привлечения клиентов эффективной себя показывает реклама у блогеров, но для нас отдать $ 1000−1500 за несколько постов у блогеров — это неподъемные ресурсы. Поэтому мы ищем партнеров для взаимной рекламы. Первыми, кто нас поддержал — это компания WestMotors, которая привозит авто под заказ из разных стран. Я давно знаю ребят оттуда, они крутые, адаптивные. Мы решили, что у них наша активная аудитория. Нам хватило 45 минут разговора и они нам сказали: «Мы вас поддержим». WestMotors разыграли автопробег с Travelfest, т.е. с нами. Ребята взяли на себя все финансовые расходы, сняли об этом видеоролики, разместили их у себя в Instagram — а у них более 180 тысяч подписчиков. Мы получили медиаподдержку, от них к нам пришли новые пользователи.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Теперь мы хотим запартнериться с усадьбами, прийти в общепит. Мы будем давать им трафик, а они — скидки нашим клиентам.

Недавно мы привлекли каршеринговую компанию. У нас уже есть оффер, с нами готовы сотрудничать.Есть люди, которые хотят поехать в автопутешествие, но у них нет автомобиля, а каршеринг как раз хочет продвигать идею поездок по Беларуси. Мы хотим, чтобы и каршеринг давал скидку нашим клиентам. Мы готовы на разные варианты креатива и адекватно оцениваем свои силы.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

«Еще до старта съемок мы проводили опросы и исследования чтобы понять: а нужен ли наш будущий продукт кому-то, кроме нас»

Роман: Заниматься проектом мы начали несколько месяцев назад, но в него вложено столько времени и сил, что мы четко понимали: у нас точно должно получиться. Самым большим страхом было, а вдруг наш проект никому не нужен? Знаете, почему умирают около 98% проектов? Не из-за управленческой ошибки или чего-то подобного, а из-за того, что они не решали никакую проблему пользователей. Мы решаем проблему — мы даем возможность быстро, самостоятельно и бюджетно спланировать внутреннее путешествие.

Еще до старта съемок мы провели исследование в стартап-центре. Провели опрос, причем, важно не опрашивать знакомых, потому что им неловко делать вам замечания, об этом говорится в книге Роба Фитцпатрика «Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей идеи, если все кругом врут?» Мы исследовали разные сегменты целевой аудитории пытались понять, что конкретно нужно нашей ЦА.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Далее мы выработали пул продуктовых гипотез и пошли проверять их на клиенте. Есть такая штука — тестирование через таргетинг. Мы запускаем фейковую таргетированную рекламу, предлагая услугу, которой у нас на самом деле еще нет. И таким образом собираем первые данные по нашему гипотетическому продукту. Это не мы придумали, у стартапов есть процесс тестирования Fake it till you make it — «Сымитируй, пока ты это не сделаешь». Ведь нам нужно проверить, нужна ли наша услуга кому-то. Условно это выглядело так, что мы запускали рекламу с вопросом: «Хотите суперуникальное путешествие по Беларуси?» Человек кликал на рекламу и писал нам, что он хочет. Когда мы получали данные, то писали что-то вроде «Извините, все даты уже заняты».

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

В процессе исследования и уже после запуска бота мы поняли, что у нас глобально два сегмента клиентов. Первые — это как раз активные пользователи бота, которые хотят быстро и дешево сами все спланировать, заплатить за это, прямо скажем, копейки и поехать смотреть прикольные места. А вот вторая группа — это те, кто хочет уникальную услугу и кто готов за это хорошо заплатить. Например, был запрос на то, чтобы туристов встретили прямо на границе с хлебом-солью, поэтому мы сейчас активно смотрим в сторону индивидуальных vip-услуг, vip-трансфера.

Анна: Мы уже создаем первый в Беларуси геймифицированный консьерж-сервис, когда все внимание — только на тебя, а не на всю группу туристов. Я путешествовала по консьерж-сервису, мне очень понравилось. К нам едут большим потоком платежеспособные туристы из России и стран ближнего Востока. Основной фокус на них. Мы хотим оказывать суперперсональные туристические услуги для них.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

Роман: У стартапов есть такое понятие — North Star метрика, это метрика Полярной звезды, это глобальное направление компании. Наша глобальная цель — не только дополнить карту новыми точками для туризма, а создать экосистему продуктов для путешествий внутри Беларуси, СНГ. Мы следим за рынком travel-стартапов и видим, что сейчас появляется много продуктов наподобие букинга, завязанных с ИИ. Глобально мы хотим стать конкурентом Tripadvisor и Aviasales. Сейчас наш ТОП-1 конкурент — это сервис «Короче» от Aviasales и другие российские сервисы, которые после ухода зарубежных компаний активно идут в создание уже не просто сайтов с бронированием, а целых booking- и travel-экосистем. Наша отдаленная цель — сделать нечто подобное.

Как молодые предприниматели создают действительно полезный продукт для путешествий

 

Редакция «Про бизнес» благодарит ресторан One More за предоставление своего пространства для проведения интервью.

←Тонкие нити металла: как закаляется белорусская сталь?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика