«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Источник материала: ProBusiness  
22.06.2024 07:00 — Разное

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Антон Гарустович — известный минский архитектор. Хотя перечень его достижений не ограничивается только этой сферой. Антон и предприниматель, и занимал государственные должности, и даже писал научные публикации. Однако, в этот раз он рассказал «Про бизнес» не об архитектуре, а о том, как решил построить вокруг своего хобби бизнес и клуб единомышленников. Антон с детства любил корабли, и уже на протяжении многих лет профессионально занимается яхтингом, развивает это направление в Беларуси, а кроме того, является со-основателем яхт-клуба, сформированного на базе яхты «Виолончель».

«Чтобы войти в бизнес, который тебе не знаком, лучше всего заходить в него через хобби»

В яхтинг-тусовку у Антона зайти получилось не сразу, так как она и сейчас достаточно закрытая, не говоря уже о тех временах, когда герой нашего интервью только начинал свое «покорение морей».

К плотному занятию яхтингом Антона подтолкнул случай: во время работы ему как руководителю компании позвонили с предложением организовать корпоратив, а бизнесмен в шутку ответил, что готов только, если это мероприятие будет проходить на яхте. Как оказалось, у ивент-агентства были контакты яхт-клуба, и корпоратив был организован не на суше, а «на море».

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

— После корпоратива на яхте я думал, что мой гештальт будет закрыт, но уже через пару недель я захотел выйти на яхте еще раз. Мне в очередной раз понравилась такая прогулка, я понял, что меня это заряжает.

В какой-то момент я стал приходить и говорить: «Давайте я сам покатаю людей, а вы мне дадите скидку». Владельцы ничего не теряли, а я приобретал опыт и «налет часов». Постепенно я начал погружаться, и мне даже стали платить за управление яхтой.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

С течением времени я понял, что это то, чем я горю, поэтому вскоре решил выстроить сообщество яхтсменов вокруг одной яхты. Выбор пал на «Виолончель» — морскую, килевую яхту. Таких в Беларуси не очень много. Основным ее отличием является форма: она имеет уникальные обводы, приплюснута, с плоской палубой, чтобы быть устойчивее во время шторма и было легко находиться на палубе. На яхте даже есть газовые конфорки, чтобы можно было приготовить еду.

Мне очень нравилась идея того, что я захожу в новую сферу через хобби. У меня был руководящий опыт, поэтому получалось находить подход к людям.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Яхтинг не просто так называется королевским видом спорта — здесь все построено на управлении людьми и планировании. Нужно заранее предугадать, откуда будет дуть ветер, рассчитать маршрут, чтобы дойти до заданной точки, грамотно поставить задачи команде. Управление яхтой очень похоже на управление бизнесом.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Для предпринимателей поэтому он и ценен, что здесь фактически сразу можно получить обратную связь во время постановки задачи. Если в бизнесе после принятия решения, распределения ролей и раздачи указаний может пройти несколько месяцев, и руководитель только спустя какой-то срок сможет понять, насколько его действия были эффективны и правильны, то на яхте этот путь сокращается до нескольких минут или даже секунд.

Для того, чтобы начать самостоятельно управлять парусной яхтой, нужен примерно сезон тренировок, хотя в этом плане все индивидуально, кому-то нужно больше времени, кому-то — меньше.

«Я даже не проводил анализа рынка и серьезных финансовых подсчетов»

Сравнивая свой архитектурный опыт с яхтенным, могу сказать, что строить дома, конечно, непросто, но обслуживать и поддерживать яхту на плаву еще сложнее. Здесь огромное количество деталей, каждая их которых уникальна, из-за чего расходы могут быть очень высокими.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Серьезное занятие яхтингом как полноценным делом выросло из хобби, и деньги не были самоцелью, поскольку основным бизнесом была архитектурная компания. Изначально я даже не проводил анализа рынка и серьезных финансовых подсчетов, но это дело меня все больше и больше увлекало, поэтому считать потом стало тоже интересно.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом


«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом


«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом


«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом


«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом


«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом


«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Минск, с точки зрения бизнеса, не сильно охвачен яхтами. Здесь живет 2 млн человек, но мало кто соприкасался с этим видом спорта, развлечением. Сюда несколько лет назад пыталась выйти одна из российских франшиз, но у них ничего не получилось. Наверное, по той причине, что они не совсем понимали рынок и предлагали не тот продукт и настроение. У нас даже шутили, что зарабатывают все, кроме них. Однако, им стоит отдать должное, что они внесли очень большой вклад в популяризацию яхт в Минске.

Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей. Вода все-таки чужеродная среда для нас, и когда люди оказываются полностью окружены ей, они могут себя вести совершенно по-другому, не так, как в привычной атмосфере.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Выход на яхте — это своего рода переход в другой мир, и люди, возвращаясь на берег, ощущают себя другими. Во время путешествия, будь то недельная поездка в море, или несколько часов на озере, люди переосмысливают многие вещи.

«Примерная стоимость курса за 30 занятий 2,5 тысячи BYN»

Когда человек приходит на обучение и говорит, что хочет заниматься яхтингом, ему лучше всего прийти на пробное занятие, после дать себе немного отдохнуть, понять, хочешь ли продолжать или нет. По моему мнению, для устойчивого овладения яхтой, не в штормовую погоду необходим курс в 30 занятий (по два часа), плюс дополнительная практика с туристами и учениками. Сейчас примерная стоимость такого курса 2,5 тысячи BYN.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

В некоторых школах практика занимает только 5−6 занятий, и с точки зрения бизнеса это хорошо, потому что за такое время человек нормально не научиться, и его можно постоянно записывать на дополнительные занятия. Если же подходить ответственно, необходимо полностью научить человека за весь курс. Также признаком хорошей яхтенной школы является скидка на аренду собственной яхты в 50%, бонусные занятия, приглашения в качестве помощника капитана, а это дополнительный «налет часов».

Мы помогаем получить права в ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов) и дальше сопровождаем людей до получения международных прав, а их достаточно много. Получая международные права, человек может без проблем брать в аренду яхту в любой точке мира.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

За время обучения уже, как правило, складываются группы из людей, которые хотят получить международные права, мы помогаем им арендовать со скидкой лодки в других странах, договориться о сдаче экзаменов там. Ученики уже получали права в Польше и Хорватии.

В планах организовать обучение за рубежом, чтобы ученикам можно было еще удобнее, дешевле и быстрее получить права. Этот шаг сделает обучение на Минском море привлекательнее. Есть два основных способа дальнейшего развития яхтенного бизнеса: сделать упор на развитии яхт-клуба и продвигать бренд уже имеющейся яхты, как «Виолончель», либо расширять флот. Я придерживаюсь первого варианта, так как Минское море не такое уж и большое, и смысла в новых яхтах нет, а вот зарубежный рынок куда привлекательнее с точки зрения увеличения количества яхт.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

В нашем сообществе сейчас около полусотни самых активных человек. В большинстве это предприниматели или топ-менеджеры от 27 до 50 лет. И для этих людей яхт-клуб — хорошая возможность нетворкинга, помимо рабочих интересов у них совпадают интересы в жизни.

«В Минске емкость рынка составляет около 100 тысяч потенциальных клиентов, которые хотя бы раз в год могут купить прогулку на яхте»

У нас рынок яхтинга растущий: один человек, например, заказав прогулку, возвращается, а потом цепляет еще несколько увлеченных людей, которые не знали, как войти в яхтинг. На падающем же рынке клиенты не возвращаются, не говоря уже о приходе по сарафанке. Кроме того, растущий рынок открывает возможности профилизации. Мне нравится, например, делать акцент на продвижении бренда одной яхты, некоторые могут наоборот купить несколько яхт, и продвигать модель чартерного флота.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

В Минске живет почти 2 млн человек. В лучшем случае около 1 млн людей хотя бы слышали о яхтах в Беларуси, остальные — нет. Из этого количества около 100 тысяч — потенциальные клиенты в яхтинге, которые хотя бы раз в год могут купить прогулку. Услуга стоит около 400−600 BYN за два часа в зависимости от класса яхты. Такую прогулку заказывает один клиент в среднем раз за сезон и таким образом получается, что объем и оборот живого рынка, который можно охватить только по этой услуге, может быть около 50 млн BYN в год. Если брать курсы и другие услуги, то цифры еще больше. А рынок еще холодный и он растет.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

В самом начале я не просчитывал экономику, а строил все исключительно на любви. Чуть позже стал считать финансы, так как мне было просто интересно.

В целом все, что касается пляжного, водного отдыха и внутреннего туризма, сейчас растет. Это обусловлено и сложностями с зарубежными турами, и климатическими изменениями.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

«В Беларуси лодка, которая может приносить какой-то доход, стоит от € 10 до 80 тысяч»

Бизнес-модель в яхтинге может быть разной. Первый вариант — это частный прокат на своей лодке. У нас для этого нужно самому организовать маркетинг, возможно, создать Instagram-аккаунт. На Западе, помимо этого, еще можно разместить объявление на Booking. Таких людей сейчас очень много в Греции, например. Там есть люди, которые живут на своей яхте, и они могут покатать за небольшую сумму денег. Второй вариант — это покупка второй лодки, найм шкипера. Если покупать третью лодку, то уже найм администратора и работа мини-чартерного флота. У нас такая модель не развита. Также отличие на Западе в том, что там сдают яхту не по часам, как у нас, а на сутки или недели. К тому же, у нас не развит рынок страховых услуг, поэтому здесь реже сдают яхты в аренду без шкипера.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Яхта — это еще и хороший актив с точки зрения бизнеса, если это люксовая лодка. Ее можно заложить под кредит, сдать в аренду, получить быстрые деньги, проводить там бизнес-мероприятия. Также это престижно. Да, в Беларуси тоже покупают яхты ради престижа. Есть интересный кейс компании Beneteau. Они занимаются продажами яхт и обучением людей. Человек приходит к ним учиться яхтингу на их яхтах, а после обучения они предлагают купить одну из этих лодок. Такая бизнес-идея очень крутая, на мой взгляд.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

В Беларуси лодка, которая может приносить какой-то доход стоит от € 10 до 80 тысяч. Лодки дешевле вряд ли принесут деньги, поскольку будет сложно привлечь клиентов. Окупаемость в среднем для одного судна в таком ценовом диапазоне в Беларуси составляет примерно 2,5−3 года при средне-минимальной загрузке. За сезон средняя лодка приносит порядка $ 14 тысяч из которых примерно 10−30% уйдет на ремонт и обслуживание.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

За рубежом медианная цена яхт составляет от € 50 до 300 тысяч. Средняя яхта будет стоить около € 200 тысяч. Если взять, например, Грецию, то сезон там длиться дольше, чем в Беларуси, — примерно полгода. С учетом загруженности в 70% за сезон можно зарабатывать около $ 50 тысяч, а срок окупаемости около 4 лет.

Интересно и то, как работает маркетинг в этой нише в разных странах и ценовых сегментах. В Беларуси, например, этому уделяется много времени, на Западе ситуация другая. Здесь примечательна история Михаила Гребенюка (блогер и предприниматель, — прим. «Про бизнес»). В одном из своих видео он рассказывал, как однажды отдыхал на очень дорогой яхте, аренда которой стоит $ 150−200 тысяч за неделю. Ее аренда расписана на год вперед, и в то же время, отдел продаж и маркетинг там отсутствует.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

Вместе с этим Михаил этим заявлением показал пример человека, который совсем не понимает яхтинг. Здесь своя особая атмосфера, и люди часто не думают о том, как заработать больше денег, они работают в удовольствие. Я такой же — мне важнее получать кайф от яхт, чем зарабатывать на них. Прелесть здесь и в том, что с такой позицией ты куда более свободен, можешь отказать несвоим клиентам, окружить себя подходящими людьми и единомышленниками, отправится с ними путешествовать в красивейшие места планеты.

«Путешествие на яхте — это хороший способ проверить себя и людей рядом». История яхтсмена, который сделал хобби успешным бизнесом

←Международный мотопробег к 80-летию освобождения Беларуси собрал около 100 байкеров

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика