Работать некому: мнение о том, что происходит на рынке труда
То, что в экономике что-то не так, хорошо осознаешь, когда видишь в метро половину рекламных площадей с объявлениями о поиске персонала. То есть компании ищут не покупателей, а сотрудников. Если год назад собственники бизнеса думали, увольнять людей или нет, то сегодня повышают зарплаты, чтобы удержать старых и найти новых работников. В день «HR-КОНФЕРЕНЦИИ: ЛЮДИ И ЗАДАЧИ», которая проходит в Минске, рассуждаем, о том, что происходит на рынке труда.
Генеральный партнер события — БЕЛАРУСБАНК
Партнер конференции — SwipeLMS
Партнер конференции — ARTITERA
Партнер конференции — Академия Корпоративных Инноваций
Партнер конференции — Streamline
Партнер конференции — ЛиндСервис
Партнер по автоматизации бизнеса — Битрикс24
Год назад: сокращения ради операционной эффективности
— Год назад на конференции для HR-специалистов от rabota.by собственники и управленцы бизнеса рассуждали о том, что важнее в кризис — деньги или люди. Тогда в самом разгаре было активное введение санкций, поэтому бизнес находился в растерянности и пытался найти «эффективные» способы, как работать дальше. К сожалению, многие посчитали, что лучше сэкономить и скинуть балласт в виде «лишних» работников.
И это не удивительно, поскольку в бизнес-школах учат, что сокращение штата — самый действенный способ снизить затраты, самый быстрый и легкий. Но не всегда простой путь — лучший. Вместо того, чтобы реально повысить эффективность бизнеса за счет серьезных изменений в менеджменте, диверсификации рынков или открытия новых направлений, собственники принимали решение «ужаться и пересидеть» тяжелые времена.
При этом представители бизнеса сами признавались, что вынуждены расставаться «с очень хорошими специалистами», рассуждали о том, как с ними можно поступить «благородно» и попытаться пристроить в другие компании, дать рекомендации. То есть в жертву принесли людей, которые могли делать бизнесу деньги.
Хотя в той дискуссии звучали и предостерегающие реплики о том, что нельзя рассуждать о людях, как о ресурсе, количество и качество которого можно в любой момент изменить.
Ожидаемо, что краткосрочная выгода обернулась новыми, еще более серьезными проблемами. Прошло полгода, компании адаптировались к новым условиям и обороты начали расти, но было уже поздно.
Сегодня: нехватка работников и демографическая яма, которая все это усугубляет
Уже во втором квартале 2023 года фиксировался устойчивый рост количества вакансий. Оказалось, что теперь в экономике не хватает не только айтишников, многих из которых в 2022-м компании релоцировали, но и множества других работников. Предполагаю, что бизнес спровоцировал своими сокращениями еще одну волну трудовой миграции: наверняка части людей после увольнения просто некуда было устроиться в Беларуси, и они стали искать другие возможности.
А две недели назад руководитель сервиса rabota.by Светлана Шапорова поделилась новыми цифрами: конкуренция среди потенциальных сотрудников упала за полтора года в 2 раза. А это значит, что найти нужного работника, как минимум, в два раза труднее.
Следом произошло то, чего больше всего и болся бизнес, — затраты на наем, удержание сотрудников и их зарплаты пришлось увеличить. К примеру, медианная зарплата в вакансиях выросла на 30%. Все, что было сэкономлено в прошлом году, сейчас приходится тратить на поиск компетентных людей, которые позволят компаниям нормально развиваться.
Кроме того, по рынку уже пошли слухи о том, что из-за массовой нехватки сотрудников и высоких затрат на содержание HR-отделов, специалистов по поиску персонала сокращают, оставляют только НR-директоров, а рутинные задачи подбора персонала передают на аутсорс или специальным приложениям с использованием искусственного интеллекта. Минимум три компании подтвердили мне такую тенденцию…
И самое неприятное: то, что сейчас происходит на рынке труда, — это только начало. Мы спускаемся в очень гулбокую демографическую яму, выкарабкиваться из которой, придется еще несколько лет. Поэтому сейчас HR-специалисты уже всерьез рассуждают о привлечении на работу в компании сотрудников до 18 лет и старше 45, хотя раньше эти категории мало кого интересовали…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.