Эпл по-белорусски, или Как отец и сын создали яблочную компанию в Беларуси?
В 90-е Александр Абрамчик доставлял на фуре яблоки из Польши в Россию. Тогда он и решил, что под белорусским городом Молодечно будет сад, где он вырастит свое белорусское яблоко. Лучше импортного.
«Не было тогда белорусского яблока. 20-30 лет назад не было белорусских фермеров, которые бы этим занимались. А те яблоки, которые были из колхозов – это же вообще ничего», – говорит Александр Абрамчик, основатель фермерского хозяйства.
Вырастить большое, сочное, товарное белорусское яблоко, которое по красоте и вкусу не уступало бы европейскому. Александр Абрамчик выкупил 40 гектаров колхозного сада и занялся яблочным бизнесом.
«Не все понимали, когда я закладывал первые 40 гектаров. Куда ты лезешь? Тем более в сельское хозяйство. Но знаете, когда видишь рынок, понимаешь: столько не завезешь, сколько можно продать», – комментирует Александр Абрамчик, основатель фермерского хозяйства.
Без опыта и без специального образования Александр методом проб и ошибок возводил сад свой мечты под Молодечно. Трудностей было много.
«Сколько сортов пришлось даже просто вырубать. Мы выкорчевывали шести- или семилетний сад полностью под корень, пересаживали сорта. Сажали вроде красивый сорт, вроде хорошо, летний сорт – до России не доезжает», – вспоминает Александр Абрамчик, основатель фермерского хозяйства.
Поиск качественных саженцев, уход за ними, спелый и красивый урожай яблок – этому всему учился Александр Абрамчик. Но когда вырос сын Игорь, сад изменился до неузнаваемости.
«Молодежь учится, он столько читает, ездит по семинарам. Он уже превзошел меня во много-много раз», – говорит Александр Абрамчик, основатель фермерского хозяйства.
Отец помогает, а сын руководит. Александр Абрамчик передал яблочные плантации своему сыну Игорю. Яблочко от яблони. Игорь продолжает дело отца, но по-другому.
«Я всегда любил очень хорошо купить и очень хорошо продать. Со стороны продаж у меня было все хорошо. Мне с этой стороны все это нравилось. Позже все переросло в выращивание. Зачем просто продавать, если можно вырастить и потом продавать?» – рассказывает Игорь Абрамчик, глава фермерского хозяйства.
Ровные ряды яблонь, фрукты на деревьях как виноградные россыпи. В этом саду урожай не зависит от погоды. Все продумано до перфекционизма. Капельные системы полива дают влагу и подкорм, бамбуковые подпорки лучше всего поддерживают увесистые плодами деревья. Урожай из года в год практически один и тот же.
«У нас задача какая? В идеале получить 50 тонн товарного яблока с каждого гектара, мы работаем над этой цифрой. Где-то цифра чуть меньше в силу сортовых особенностей, где-то цифра больше. Но в принципе, мы получаем то, что мы хотим», – рассказывает Игорь Абрамчик, глава фермерского хозяйства.
Яблочную математику Игорь освоил быстро. Было 3 простых яблока, а стало три золотых. В белорусское наливное семья вложила сотни тысяч и даже миллионы рублей (как белорусских, так и российских).
«Сейчас закладка современного яблочного сада обходится в 50 000 белорусских или 1 480 000 российских рублей. Эту цифру можно умножать на количество гектаров, и тогда понимаешь, сколько денег нужно вложить. Окупаются они, если очень кратко, на пятый год. 50 000 вложили, через пять лет эти деньги забрали, а дальше плюс. Рентабельность где-то 20-30% в год. Бывают хорошие года, бывает – нет. Но в среднем 20-30% рентабельность. Если делать все суперправильно – останешься в плюсе», – говорит Игорь Абрамчик, глава фермерского хозяйства.
Яблоко – отличный бизнес-проект. Пример отца и сына Абрамчик это подтверждает. Площадь сада увеличилась с 40 до 110 гектаров, с каждого дерева плодов стали собирать вдвое больше. Карликовые яблони – чемпионы по урожайности. 70-80 тонн с гектара. На них – основная ставка.
«Мы решили делать упор на осенние яблоки, которые можно срывать с деревьев сейчас, похранить месяц другой и предлагать в реализацию позже. Основной упор мы делаем на длительное хранение – это то, что сегодня супервостребовано и что еще не очень развито», – говорит Игорь Абрамчик, глава фермерского хозяйства.
Для сохранения свежести в хозяйстве установили огромное хранилище с холодильником и увлажнителем воздуха. Яблоко такое же свежее, как его сорвали с дерева. Только холодное. 21 сорт: импортные и белорусские. Продают в Беларуси, но больше уходит в Россию.
«Были известны какие-то сорта европейской селекции или американской. Вот приезжали в сад из России: «Покажите ваши яблоки». Мы: «Смотрите, пожалуйста, Белорусское сладкое. Вот смотрите, Алеся». Они говорят: «Что это вообще такое? Что за яблоки?» Спустя пару лет все прекрасно знают на всем постсоветском пространстве, что такое Алеся, что такое Белорусское сладкое. Супервостребованное яблоко», – заключил Игорь Абрамчик.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА