Бумага на вес золота, нестандартная логистика и удивительные люди. Что происходило с бизнесом в 2022 году
На 2022-й возлагали большие надежды. Пошла на спад пандемия, стали оживать все рынки… Но не успели мы разогнаться, как наступило 24 февраля. На несколько месяцев все впали в натуральный ступор. В какой-то момент даже казалось, что о бизнесе можно вообще забыть, но нет того белоруса, которого бы сломали трудности. Поэтому закаленный кризисами белорусский бизнес стал быстро перестраиваться и адаптироваться к новым условиям. Редакция «Про бизнес» вспомнила, как все это происходило: пересказываем главные события года, о которых мы писали.
Год начался с новых налогов и новой логистики. Так Китай запустил грузовой маршрут в обход Беларуси, чтобы иметь несколько вариантов поставок в Европу, а белоруские предприниматели обсуждали итоговый вариант Налогового кодекса-2022 и искали, как сохранить налоговые льготы после изменений в НК.
Потом IKEA повысила цены на свою продукцию по всему миру. Мы разбирались, затронет ли это белорусских поставщиков, и думали, что это проблема. В это время в Казахстане вспыхнули протесты, которые закончились анонсом серьезных экономических реформ.
«Беларуськалий» начал терять партнеров из-за санкций, пока некоторые белорусские компании продолжали присматриваться к релокации.
Попутно Google обязали выплатить почти $ 570 тысяч штрафа за нарушение антимонопольного законодательства Беларуси. Тогда криптовалютный рынок еще продолжал расти (но вскоре пошел вниз), а «Белтелеком» хотел стать еще одним сотовым оператором в Беларуси.
На авторынке Беларуси стало происходить что-то странное: цены еще в 2021-м цены пошли вверх, а машины продовались хуже, чем раньше. На рынке коммерческой недвижимости тоже ожидали роста, но роста ставок аренды, хотя тех же пустующих ТЦ на тот момент было много.
Рынок слияний и погложений эксперты обрисовывали без оптимизма: какие-то перспективы связывались лишь с IT-сектором. Дальше оптимизма стало еще меньше. Белорусский рубль подешевел на 2,6% после признания Россией ДНР и ЛНР, а после начала военных действий в Украине рубль потерял еще 5,9% к доллару. Вскоре военный конфликт России и Украины сильно повлиял на логистику и грузоперевозки. Потом проблемы перекинулись на банковскую сферу и туристический рынок.
Белорусские, украинские и российские бизнесмены отреагировали на военный конфликт в Украине так: «Если сила в правде, то правда — не в силе». А Нацбанк, глядя на все происходящее в экономике, повысил ставку рефинансирования до 12% годовых. Но проблемы продолжали нарастать, и новым ударом по банковской система стало отключение некоторых банков от SWIFT.
Потом начался демарш международных компаний в России. Некоторые одновременно заявляли и об уходе из Беларуси. На фоне новых санкций белорусские компании стали активно искать возможности для релокации, а Китай сократил железнодорожные поставки через Россию и Беларусь. В то же время белорусским перевозчикам разрешили принимать наличную валюту за рубежом.
IKEA заявила об уходе из Беларуси и России. И бизнес понемногу начинал впадать в депрессию. А у кого-то даже на депрессию времени не было — стоял вопрос о выживании и действовать приходилось быстро. Например, бизнес отреагировал на запрет экспорта белорусского леса в ЕС более глубокой переработкой.
Авторынок ощутил последствия новых санкций мгновенно: большинство производителей отказались поставлять машины в Беларусь и Россию, многие даже полностью остановили свои производства. Ситуация сказалась на рынках автомобилей с пробегом, запчастей и комплектующих и даже на работе СТО.
Проблемы в отношениях с Западом вынудили Беларусь начать торговать юанями на бирже., а желание зарубежных компаний уйти с рынка спровоцировало принятие мер предотвращения вывода капитала из Беларуси.
Белорусский бизнес чуть не столкнулся с дефицитом чековых лент и увидел комиссию для юридических лиц за обслуживание валютных счетов, а также проблемы с платежами за границу. А потом с полок магазинов исчезла офисная бумага.
В России запретили Instagram и Facebook, после чего рекламироваться на российскую аудиторию стало труднее.
На рынке коммерческой недвижимости впервые после пандемии заговорили о снижении ставок аренды. И впервые за несколько последних лет рынок труда временно стал «работодательским».
Александр Лукашенко подписал указ «О развитии СМИ», который обязал рекламодателей уплачивать дополнительный налог с любой рекламы. Рекламные агентства и площадки задумались о выживании. Как и белорусские кинотеатры, которым стали запрещать западные премьеры.
Компания Wargaming ушла с рынка России и Беларуси, а сахар чуть было не ушел из-за нехватки семян сахарной свеклы.
Российский бизнес массово попытался завладеть брендами Adidas, Durex, Mastercard и другими.
Всем белорусским и российским транспортным компаниям запретили въезжать на территорию ЕС даже для транзита. Беларусь приняла ответные меры. Кстати, спрос на доставку грузов из Европы в начале 2022 года вырос на 130%, а потом все рухнуло.
Илон Маск купил Twitter.
В апреле 2022 года продажи новых легковых автомобилей в Беларуси сократились на 76% в сравнении с мартом. И, как выяснилось, цены на авто будут расти и дальше.
Белорусам запретили загружать и обновлять платные приложения в Play Store.
Некоторым акционерам и участникам белорусских компаний запретили продавать свои доли в бизнесе.
Упаковки соков и молока в магазинах стали белыми из-за проблем с «тетрапаком».
Правительство и Нацбанк изменили условия по расчетам в наличной валюте за экспорт белорусских компаний.
В Беларуси запретили привязывать ставки аренды к иностранной валюте, чему бизнес был совсем не рад и даже стал решать спорные вопросы в суде.
Появились новые правила госрегулирования цен на стройматериалы.
В Беларуси ввели мораторий на повышение цен, после чего завели несколько уголовных дел за нарушение запрета. В это время в Минске проходил масштабный бизнес-форум «Бери и Делай», на котором выступал удивительный человек — российский изобретатель, CEO компании Observer Роман Аранин. Он показал, что никакие проблемы не смогут помешать бизнесмену реализовать свою задумку.
Беларусь из-за санкций нарастила экспорт в Россию и Китай, на фоне чего объемы автоперевозок значительно выросли.
Правительство Беларуси разработало новую система регулирования цен. Мораторий на повышение цен отменили.
МакДональдс в Беларуси пообещал работать под брендом «Вкусно и точка», а потмо просто остался без названия.
Рынок посуточной аренды в Беларуси оживился, когда в России объявили частичную мобилизацию.
Правительство подготовило изменения в Налоговый кодекс на 2023 год. И там оказалось много интересного.
Нацбанк с 12 декабря 2022 года убрал из корзины иностранных валют евро из-за падения товарооборота с Европой.
Для брокеров анонсировали возможность работы с криптовалютами и токенами.
И закончили мы 2022-й примерно тем же, с чего он начинался, — доллар и евро снова стали расти.