Может ли ИП учитывать расходы без подтверждающих документов при расчете подоходного налога? Разъяснения МНС
Министерство по налогам и сборам Беларуси пояснило, как индивидуальным предпринимателям включать расходы без подтверждающих документов в расчеты подоходного налога. Оказывается, есть несколько важных нюансов.
Согласно п. 14 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь, расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Таким образом, для того, чтобы учесть при налогообложении расходы, должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- расходы должны быть подтверждены документами;
- расходы должны быть произведены плательщиком;
- расходы должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности плательщика.
При несоблюдении одного из указанных условий индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц, утверждают в МНС.
Одновременно в случаях, предусмотренных законодательством, индивидуальными предпринимателями может быть произведена дооценка (переоценка) стоимости приобретенных ими материальных ценностей (п. 17 ст. 205 НК).
Порядок учета индивидуальными предпринимателями основных средств, в том числе порядок определения их стоимости, определен в главе 3 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5.
Исходя из положений в п. 21 Инструкции, основные средства, приобретенные, сооруженные и изготовленные плательщиком, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая включает стоимость приобретения основных средств и все фактически произведенные плательщиком расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Поэтому индивидуальный предприниматель не вправе включить в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, стоимость которого сформирована без учета фактических расходов, и при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы.
Согласно ч. 4 п. 24 Инструкции (в редакции до 13 апреля 2022 г.) индивидуальный предприниматель вправе данные о стоимости (цене), действующей на дату отражения в учете основных средств, принадлежащих плательщику как физическому лицу, подтвердить заключением об оценке (по рыночной стоимости), выданным оценщиком.
Вместе с тем, заключение об оценке (по рыночной стоимости) имущества, выданное оценщиком, имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки, не подтверждает расходы плательщика на приобретение оцениваемого имущества.
Соответственно, независимо от наличия такого заключения, не включаются в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости приобретенного (сооруженного) имущества, расходы на приобретение (сооружение) которого не подтверждены документами.
Аналогично, независимо от наличия заключения об оценке имущества, не включаются в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, приобретенного физическим лицом, в том числе полученного в результате дарения, и вовлеченного им в дальнейшем в предпринимательский оборот как индивидуальным предпринимателем, при отсутствии документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы на приобретение (сооружение) этого имущества.