Мнение: «Человек, которого бьют, не становится "умнее". В ответ на насилие возникает энергия сопротивления»

Источник материала:  
17.08.2020 12:00 — Разное

«Я не феминистка, я люблю мужчин», — от этой фразы у меня все переворачивалось раньше внутри. Потому что обе части этого утверждения не связаны друг с другом. Феминизм — он не про «нелюбовь» к мужчинам, а, скорее, про любовь и веру в себя. Но, кажется, белоруски больше не будут так говорить. Потому что все, что мы смогли сделать в последнее время — и есть феминизм.


Фото: Дарья Бурякина

Феминизм — он не про оплатить счет в кафе или уступить место в транспорте, он про равные права и возможности для всех членов общества. И про запрет на насилие в любой его форме. Он про борьбу с патриархатом. А то, против чего мы все выходим на улицы уже неделю, и есть патриархат.

Муж не имеет права бить жену «на том простом основании, что я мужчина», родители не имеют права бить детей, силовые структуры не имеют права издеваться над задержанными людьми, и не важно даже, виновны они в чем-то или нет. Это незаконно.

А закон должен быть одним для всех. Закон, а не сила. Равные права. Равная ответственность.

«В смысле ты собралась от меня уходить? Я хозяин, я решаю, кто и что здесь делает».

«Без меня ты никто, ты без меня пропадешь».

«Я дал тебе все, если бы не я, тебя бы вообще не было».

«Хочешь уходить — уходи, но детей ты больше никогда не увидишь».

Я знаю, что неверно сравнивать то, что транслирует власть, с поведением домашнего абьюзера как минимум потому, что власть — это большая сложная система, а не отдельный субъект, но если допустить определенный уровень упрощения и абстракции — становится очевидно, что риторика та же самая.

Ты не сможешь без меня, глупая, неблагодарная, я никуда тебя не отпущу, а чтобы научить уму-разуму — как следует отметелю. Чтобы в следующий раз неповадно было думать о том, что у тебя может быть еще кто-то, кроме меня.

Это тоже общее место в ситуации домашнего насилия — бить, чтобы научить.

Но проблема в том, что человек, которого избивают, не становится «умнее» и не «понимает», за что его бьют. Ему больно и страшно. А потом, если все складывается удачно, в ответ на насилие возникает злость, ярость, энергия сопротивления.


Фото: Дарья Бурякина

Человек, его тело, жизнь, его права и свободы — это ценность для феминизма. Но патриархальной культуре это не выгодно. Выгодно запугивать, «учить» кулаками и избивать до смерти.

Зачем мужчинам феминизм? Как минимум для того, чтобы их перестали избивать и унижать в армии. Как минимум для того, чтобы больше никто не имел права просто так запихнуть вас в автозак и долго доказывать, что вы — никто. И говорить, что феминизм нам не нужен — фактически отрицать и обесценивать то, что произошло за минувшую неделю.

Патриархальная культура предлагает женщинам найти все ключевые вещи в партнере-мужчине, но на самом деле все это мы нашли во множестве женщин: силу, поддержку, помощь, вдохновение, новые идеи, общность, защиту… Все это — женщины.

Женщины совершили перелом ситуации после трех ночей задержаний, избиений и применения оружия, женщины стали основными действующими субъектами этого процесса. Не побоявшись выйти на улицу и говоря: нет! Хватит. Со мной так нельзя. Со всеми нами так больше — нельзя.

Патриархат весь — про насилие, про унижение слабого, про то, что можно все, если ты сильнее. Но мы увидели, что нет, нельзя. И вышли против этого на улицы. Вся эта белая цветочная волна, которая всколыхнулась неделю назад в нашей стране — она против патриархата и насилия. В ней очень много эмоций и мало рацио, именно поэтому никто толком до конца не знает, что делать с этой огромной, сильной, свежей волной.


Фото: Дарья Бурякина

А система этого не ожидала. Система милостиво позволила Светлане Тихановской зарегистрироваться кандидатом в президенты в качестве шутки, чтобы потом долго глумиться над тем, что политика — не женское дело, и если уж умеешь хорошо готовить котлеты — сиди дома и готовь.

Знаете, очень часто, когда женщине дают, наконец, сказать, оказывается, что кроме котлет она умеет еще очень многое. Это и показала Светлана Тихановская, несмотря на то, что вся ее риторика была построена на типичной патриархальной «жертвенности»: я просто женщина и хочу быть с мужем и детьми, я делаю это только для того, чтобы помочь мужу. Но потом оказалось, что люди выбирают не мужа, а ее саму. И если сначала как «переходного» кандидата, то сейчас все чаще можно услышать разговоры, а почему бы и не стать Светлане не только национальным лидером на короткий период, а президентом. В конце концов, страной управляет не один человек, а огромная система. Просто мы успели об этом забыть.

Белоруски, наконец, стали субъектом политики, субъектом, который совершает перемены, действует проактивно, который видит, что от него многое зависит и он может очень многое изменить. Я не знаю, чем закончится вся эта история, но если наши женщины поверят в свои силы и вдохновившись Светланой, Вероникой и Марией пойдут в политику на самых разных уровнях — это будет настоящая победа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

←Лукашенко заявил, что готов поделиться властными полномочиями

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика