Вардомацкий рассказал, какие креативные формы могут приобрести протесты в Беларуси
Руководитель «Белорусской аналитической мастерской» (Варшава) Андрей Вардомацкий считает, что протесты в Беларуси могут начать приобретать какие-то другие креативные формы, которые вообще могут не быть связанными с улицей.
Руководитель «Белорусской аналитической мастерской» (Варшава) и бывший руководитель частной исследовательской лаборатории аксиометрических исследований «Новак» (Минск) Андрей Вардомацкий в интервью «Коммерсанту» рассказал, чем так особенны нынешние протесты в Беларуси.
Особенность нынешних протестов заключается в регионализации протестных настроений, считает Вардомацкий.
«До сих пор политическая жизнь, тем более протестная политическая жизнь концентрировалась в Минске – там собирались на площади, излагали свой протест, поэтому ее легко было «накрыть». В первую ночь после голосования протесты были в трех десятках городов – такого расползания по стране никогда не было», – сказал он.
Еще одна характерная черта протестов – колоссальный уровень самоорганизации. По словам Вардомацкого, люди организуются сами. В условиях такого силового аппарата именно самоорганизация, когда нет лидера и не на ком сконцентрироваться силовикам, делает действия протестующих более эффективными.
Также новизна заключается и в специфическом феномене – «плавающее лидерство».
«Когда один лидер исчезает где-то в недрах специфической белорусской юридической системы, тут же появляется другой лидер. Почему это может происходить? Потому что сформировалась потребность, и она тут же переносится на другую персоналию», – заметил он.
Не менее важная черта протестов – их большая креативность.
«Еще в советское время Беларусь была одним из направлений, где работали множество высококвалифицированных специалистов, это была конечная точка общего сборочного конвейера Советского Союза. МАЗ, МТЗ, БелАЗ, сконцентрировавшееся в Беларуси компьютерное производство, 33 института Академии наук – все они предполагают высокий профессиональный уровень множества сотрудников. Сегодня люди мгновенно начали придумывать какие-то новые формы контроля, новые формы мирного протеста, создали достаточно сложную платформу «Голос». Истеблишмент в смысле креативности просто несравним», – отметил эксперт.
Поэтому, обратил внимание он, некоторое затухание протеста – это не его завершение. Протесты могут начать приобретать какие-то другие креативные формы, которые вообще могут не быть связанными с улицей; существует и вероятность общенациональной забастовки. И это будет продолжаться, потому что причины этого не исчезли никуда.
«Власти надо заниматься не борьбой с протестами и недовольством населения, а экономикой. А та травма, которая была нанесена действиями силовиков, она останется. Когда в твое окно стреляют, это видит весь дом. Какой после этого будет рейтинг? Традиционный негативный рейтинг переходит в рейтинг ненависти», – подчеркнул он.