Велошеринг «Колобайк»: «Будем разбираться с каждым случаем, если формально виноваты мы - компенсируем штраф»
«Если наши пользователи будут подвергнуты денежному штрафу за комплектацию велосипеда, пусть сообщают нам, будем разбираться», — говорят в столичном велошеринге «Колобайк» по поводу ситуации с участниками велопробега солидарности, которая случилась на прошлой неделе. Напомним, на нескольких минчан, которые ехали на велосипедах шеринга, составили протоколы из-за отсутствия зеркал и катафотов не того цвета. Велосипедисты считают, что возможные штрафы в этом случае должен оплачивать велошеринг. Директор «Колобайк» Вадим Осипчик объяснил свою позицию в телефонном разговоре с корреспондентом AUTO.TUT.BY.
Но вопрос с тем, должны ли быть на велосипедах шеринга зеркала, и кто несет ответственность за соблюдение этого пункта ПДД, пока все равно остался непонятен. AUTO.TUT.BY еще раз обсудил это с «Колобайком».
Должны ли быть зеркала на велосипедах «Колобайка»?
Для начала напомним, что написано в действующих ПДД.
Пункт 200 гл. 26. ПДД Беларуси
Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета.
Почему же велосипеды «Колобайка» ездят без зеркал?
— Непонятно, почему обсуждение в прессе сосредоточилось именно вокруг велосипедов «Колобайк». Люди на личных велосипедах были точно так же оштрафованы. В Минске нет велосипедов с зеркалами практически ни у кого, если вы обратите внимание, — говорит Вадим Осипчик. — И это потому, что об этом пункте до недавнего времени никак не упоминалось. Вышеупомянутый п. 200, формально может заблокировать все велодвижение Республики Беларусь. Люди должны иметь возможность кататься на велосипедах с детьми, ездить за продуктами, удобно передвигаться по ночному городу. Во всех магазинах Минска, в том числе и фирменных магазинах Минского велосипедного завода, продаются велосипеды, не оборудованные зеркалами. В модели велосипеда «Колобайк» не предусмотрены зеркала и данную комплектацию нельзя менять в соответствии с нашими же ПДД.
Пункт 194.4 гл. 26. ПДД Беларуси
Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства переоборудованного (путем изменения его типа и (или) назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией организации (завода)-изготовителя, в том числе путем оборудования транспортного средства маячками, специальными звуковыми сигналами) без согласования с ГАИ в порядке, установленном МВД.
В ближайшее время компания собирается подать официальный запрос в ГАИ.
— В целом велосипед «Колобайк» полностью соответствует международным нормам безопасности, — уверены в компании. — Он оснащен передней и задней фарой, кроме необходимого комплекта катафотов, сами колеса, при засветке сбоку являются огромными светоотражателями. Если кто-то беспокоится, что при засветке фарами в темное время суток останется незамеченным, передвигаясь на велосипеде «Колобайк», отвечаем — вы будете очень заметны. Но световозвращатели по белорусским правилам, действительно, должны быть оранжевые, а не белые — мы их быстро заменим.
Кто должен платить штрафы, если «колобайк» остановит ГАИ?
В шеринге пока не получали информацию и документы, подтверждающие выписанные штрафы от ГАИ пользователям сервиса. Не было такого ни сейчас, ни за все время работы сервиса.
— Но если кто-то стал участником такой ситуации, пусть свяжется с нами contact@kolobike.by. Это касается штрафа именно за техническое состояние велосипеда. Мы будем разбираться по каждому факту, — прокомментировали в шеринге.
Также в ответах пользователям компания рекомендовала своим клиентам воздрежаться в ближайшее время от участия в массовых велопробегах или групповых заездах.
Что касается позиции Вадима Осипчика по поводу участия в акциях на велосипедах шеринга, директор компании подчеркивает, что фраза: «Раз они революционеры, пусть сами платят», ему не принадлежит, а журналисты вольно интерпретировали его слова.
Приводим мнение Вадима Осипчика по этому вопросу, которое он высказал в интервью журналу Урбаноид дословно:
— Когда мне сказали, что людей штрафуют, мои слова дословно: «Я понимаю позицию людей, которые выходят на улицу и отстаивают свою точку зрения, я уважаю их позицию. Но считаю, что если ты идешь на такие мероприятия, участвуешь в них, отстаиваешь свою точку зрения, как революционер, то ты должен быть готов к тому, что может быть все что угодно. Тебя могут там задержать — много чего может случиться с человеком со стороны тех, кто эти акции пресекает, в том числе штраф. И ты должен рассчитывать на свои силы. Сам пошел участвовать в акции, ты выражаешь свою позицию, которую можно уважать, но, в случае чего, ты сам отвечай. А то получается, что ты пошел на акцию, отстаиваешь свою жизненную позицию, но когда тебя взяли, ты говоришь: «А я тут вообще ни при чем, моя хата с краю. Фирма мне дала велосипед, который неисправен, я не виноват». По-моему, это нечестно, — сообщил директор «Колобайка».
Кроме того, мы задали директору шеринга вопросы, которые появились у пользователей по этой теме. Также дословно приводим ответы.
— Почему компания только сейчас обратилась за разъяснениями в ГАИ и не делала это до начала работы на рынке, ведь коллизия в законодательстве возникла не сегодня?
— Компания обращалась В ГАИ. Ситуация будет исправлена в ближайшее время.
— Почему, когда стало известно, что в Минске ГАИ составляет протоколы на участников велопробега из-за отсутствия зеркал, компания не предупредила своих пользователей о том, что к ним могут быть вопросы по линии ГАИ и не предупредила сразу о том, что штрафы им придется оплачивать самим?
— В кампанию не обращался ни один оштрафованный пользователь сервиса. В случае обращения будем разбираться.