«15-летняя дочь говорит, что у нее "все было" с отчимом по ее согласию». Адвокат разбирает трудную историю
Читательница оказалась в очень трудной ситуации: ее несовершеннолетняя дочь утверждает, что у нее были сексуальные отношения с отчимом — по обоюдному согласию. Мужчина все отрицает, доказывая, что у девочки есть повод лгать и тем самым мстить маме. Автор письма пишет, что жить в неведении больше невозможно и она готова идти в милицию. К чему может привести разбирательство по этому делу, рассказывает адвокат.
В рубрике «Советы адвоката» мы отвечаем на ваши вопросы, относящиеся к области права и требующие квалифицированного разъяснения. Если вы оказались в ситуации, которая требует консультации адвоката, — пишите нам на lina@tutby.com (с пометкой «Адвокат»). Мы опубликуем вашу историю с комментариями адвоката.
— Я оказалась в такой истории, которой врагу не пожелаю. Ко мне пришла моя пятнадцатилетняя дочь и сказала о том, что у нее все было с моим мужем. Он ей не родной отец. Появился в нашем доме, когда дочке было 7 лет. Что было — дочь рассказывать отказалась. Мне только удалось из нее выбить, что он ее не насиловал, не принуждал, не угрожал. Как она говорит, у них все было по обоюдному согласию.
У нас очень близкие отношения с мужем, поэтому первым делом я пошла и прямо спросила у него — что было? Он признался, что когда я ездила на выходные на дачу к маме, дочка сама начала к нему приставать, провоцировать. Но он клянется, что немедленно это пресек и вообще ушел из квартиры к другу. Дочка это тоже признает — что он ушел к другу. Но говорит, что сделал это уже после того, как у них все было (эту фразу она повторяет постоянно). Мало этого, когда я пересказала ей слова мужа, она сказала, что вообще-то это был не первый раз.
Надо пояснить, что у нас с дочкой не самые простые отношения, я даже консультировалась с психологом. Она сказала, что дочь находится в сложном подростковом периоде.
Присутствует элемент некой конкуренции со мной, потому что ее гормональный фон пока еще нестабильный, она очень хорошенькая, но по-подростковому пухленькая. У меня же все эти вещи давно позади. При этом я много лет на спорте и на здоровом питании, пыталась к этому же приучить и дочку. Теперь допускаю, что, возможно, делала это жестче, чем следовало, не обходилось и без критики ее внешности. Это я к тому, что у ребенка есть основания доказывать мне что-то, а может быть, даже и мстить.
Но стоит мне только представить, что она не врет, как у меня начинают шевелиться волосы на голове. Никогда не прощу себе, если дочь говорила правду, а я ей не поверила. Не знаю, как продолжать жить всем вместе и кому мне при этом верить. Кто-то из моих самых близких людей очевидно врет мне. Прошло уже несколько месяцев, я надеялась, мы сможем решить проблему как-то между собой. Но я понемногу начинаю сходить с ума. Мне нужна правда. Добиться ее сама я не могу.
Я нахожусь на грани и уже готова сама заявить на мужа в милицию. Мне нужно знать, виноват он или нет.
Дальше жить в неведении я не могу. Как к юристу у меня к вам один вопрос: я слышала, что если в уголовном деле стороны мирятся и потерпевшая забирает заявление, то преступнику ничего не будет. Правда ли это?
Ответ адвоката:
— Давайте проанализируем вашу ситуацию без эмоций. И, не останавливаясь на этической стороне дела, разберем ее с юридической точки зрения.
В качестве исходных данных я могу использовать только ваше письмо, а это фактически рассказ вашей дочери об имевших место событиях.
Эта информация теоретически указывает на наличие в действиях вашего супруга признаков состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 168 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК Республики Беларусь).
Обратите внимание: этой нормой предусмотрено наказание за половое сношение или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, которые при этом совершены:
- лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные ст. 168, 166 или 167 УК Республики Беларусь;
- либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего;
- либо группой лиц.
Принципиально важно: в действиях лица при этом должны отсутствовать признаки преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 УК Республики Беларусь, то есть изнасилования и насильственных действий сексуального характера соответственно.
Что касается примирения, то, действительно, в УК Республики Беларусь есть норма, в соответствии с которой лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности или впервые совершившее менее тяжкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный преступлением вред (ст. 89 УК Республики Беларусь).
Справочно: преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на те, что не представляют большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие (ч.1 ст. 12 УК Республики Беларусь).
Следует знать:
- к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание (ч.2 ст. 12 УК Республики Беларусь);
- к менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (ч.3 ст. 12 УК Республики Беларусь);
- к тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет (ч.4 ст. 12 УК Республики Беларусь).
Обратите особое внимание: за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 168 УК Республики Беларусь предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет.
То есть это преступление относится к категории тяжких.
Это значит, что примирение по нему однозначно невозможно.
Мой личный совет: поскольку в последнее время участились случаи обращения клиентов по подобным ситуациям, я хочу обратить внимание читателей в том числе и на ч.1 ст. 168 УК Республики Беларусь. Этой нормой предусмотрена ответственность за половое сношение или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, без приведенных выше квалифицирующих признаков, характерных для части второй той же статьи УК Республики Беларусь.
При этом за совершение преступления по ч.1 ст. 168 УК Республики Беларусь предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до четырех лет или лишения свободы на тот же срок со штрафом. То есть это преступление относится к категории менее тяжких, а по таким делам, как уже было указано выше, теоретически можно рассматривать перспективу примирения.
Однако на практике для однозначного ответа о наличии такой возможности нужно владеть целым рядом существенных для дела деталей и тонкостей.
Акцентирую внимание: для примирения недостаточно одного только желания сторон. Более того, нередко случаются ситуации, когда производство по делу не прекращается по вышеуказанному основанию, даже несмотря на формальное соблюдение всех необходимых условий для этого.
Что касается вашей ситуации, то ее существенный минус в том количестве времени, которое прошло с момента событий. Чем больший срок прошел, тем ниже шансы на установление по делу объективной истины. В частности, по горячим следам проводится экспертиза, которая дает достоверные ответы на ряд существенных для дела вопросов. На этом этапе очевидно, что и в органе, ведущем уголовный процесс, каждая сторона будет отстаивать свою позицию.
В связи с этим, перед тем как обращаться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, я рекомендую вам прийти за получением консультации к адвокату, имеющему опыт ведения дел этой категории. Настойчиво рекомендую на консультацию брать с собой дочь, чтобы у адвоката была возможность выяснить у нее все юридически значимые детали и рассказать вам о перспективах дела.
Важно знать: исходя из своего опыта работы, обращаю ваше внимание, что зачастую мелкие детали и незначительная информация, которым клиенты не придают значения, способны существенным образом повлиять на ход событий, а порой и изменить его коренным образом.
Чем поможет адвокат: сможет представлять интересы потерпевшей и вести дело на всех стадиях уголовного процесса.