Как претенденты на пост президента Беларуси продвигают себя в Сети
За последние годы соцсети стали мощной площадкой для общественного обсуждения и продвижения информации на любую тему, в том числе политики (здесь стоит вспомнить Twitter-аккаунт Дональда Трампа, который, возможно, повлиял на подписание указа о соцсетях). Претенденты на пост президента Беларуси также по большей части активны в Сети. Посмотрели, на каких платформах они представлены.
Фамилии и имена претендентов идут в алфавитном порядке.
Виктор Бабарико
У экс-главы «Белгазпромбанка» есть официальный сайт, где можно посмотреть как количество собранных подписей, так и расписание пикетов и биографию претендента в кандидаты (причем у страницы имеется и русская, и белорусская версии).
Виктор Бабарико представлен практически во всех популярных в Беларуси соцсетях. В Facebook (подписаны почти 4800 человек), Instagram (79,2 тыс. подписчиков), «ВКонтакте» (около 2900 подписчиков), «Одноклассниках» (545 участников), Telegram (почти 13,5 тысяч подписчиков) и Viber (более трех тысяч участников) контент примерно одинаков — там публикуется информация о точках приема заполненных подписных листов, количество собранных подписей, ссылки на интервью различным СМИ, а также обращения к людям вроде поздравления выпускникам (все это можно прочесть в разделе «Новости» на сайте).
Twitter (более шести тысяч читателей) чуть менее формальный — к примеру, здесь Виктор Дмитриевич рассказал о приобретении Tesla (да и у аудитории, судя по комментариям к постам, более специфический юмор).
А вот профили в YouTube (34,4 тысячи подписчиков, более миллиона просмотров) и TikTok (более восьми тысяч подписчиков) отличаются в силу своей специфики. На первой платформе публикуются видео, порой достигающие двух часов — итоги недели в виде пресс-конференции онлайн или же встречи с инициативными группами в разных городах Беларуси. А в TikTok можно увидеть отрывки из выступлений с наиболее яркими цитатами, бэкстейджем со съемок или уточнением к постам в других соцсетях (так, именно на этой платформе Виктор Бабарико пояснил, что взял «Теслу» в лизинг, а не купил).
Страница в «Википедии» про Виктора Дмитриевича, если верить истории правок, была создана 26 мая.
Андрей Дмитриев
У сопредседателя общественного объединения «Говори правду» Андрея Дмитриева есть собственный сайт. Он также присутствует в Facebook (подписаны 7658 человек) — там Андрей Владимирович публикует новости, адреса и расписание пунктов сбора подписей, делится своими мыслями по поводу ситуации в стране и публикует рассказы простых людей, с которыми он сталкивается в поездках (их можно найти по хештегу #историиЛюдей или #ценитьЛюдей).
Кроме того, у Андрея Дмитриева есть профиль в Instagram (около 3880 подписчиков), канал в Telegram (207 участников), страницы в «ВКонтакте» (2445 друзей) и «Одноклассниках» (более 2100 друзей) примерно с тем же контентом. А еще — личный Twitter-аккаунт (2650 читателей), где Андрей Владимирович, согласно описанию в шапке профиля, пишет «без цензуры». Официальную информацию по кампании в Twitter стоит искать на странице «Гавары праўду».
На его канал в YouTube с записями интервью, видеороликами про сбор подписей и новостями кампании подписано 1,79 тысячи человек, всего — чуть менее 21 тысячи просмотров.
Собственной страницы в «Википедии» нет (но есть упоминание на странице «Говори правду»).
Анна Канопацкая
На страницу Анны Канопацкой в Facebook подписано чуть более 7200 человек — судя по контенту, там и разворачивается основная активность: в этом профиле претендент делится не только ходом сбора подписей вроде расписания пикетов или ссылками на интервью, но и мыслями по поводу происходящего в стране.
Этот контент по большей части дублируется в Instagram (меньше 1900 подписчиков). Профиль в Twitter (471 подписчик) служит, скорее, площадкой, где публикуются ссылки на ту же «инсту» или YouTube — оригинального контента, созданного именно под эту платформу, там мало.
В «Одноклассниках» (1408 друзей) и во «ВКонтакте» (2381 друг) последний пост датирован 30 мая, когда в Жодино проходил сбор подписей.
У YouTube-канала (где, кстати, есть интервью Сергею Тихановскому для его канала «Страна для жизни») — 157 подписчиков и чуть более трех тысяч просмотров. В официальном чате в Telegram — 410 участников, которые могут переговариваться между собой.
Страница Анна Анатольевны в «Википедии» была создана еще в 2016 году — последняя принятая правка гласит о 30 тысячах подписей, хотя сама претендент не так давно говорила о более ста тысячах.
Александр Лукашенко
Деятельность Александра Лукашенко как действующего президента Беларуси освещается на специальном сайте. И хотя в соцсетях созданы десятки аккаунтов на имя главы государства, но среди них нет ни одного подлинного.
Так, в 2016-м Александр Лукашенко говорил, что «страничка у меня в интернете есть — чисто официальная. В соцсетях вообще не сижу». А в 2018-м, отвечая на вопрос студентов БГУКИ, не хочет ли президент завести себе аккаунт в Instagram, сказал, что для него это будет большая ответственность. «Там же будет даже не тысяча обращений, просмотров, заявлений… Вы же будете писать с расчетом на общение с президентом», — произнес глава государства, после чего с сожалением констатировал, что из-за своей занятости не сможет отвечать каждому подписчику, а поручать это своим помощникам он не хочет. По его мнению, поступить так будет нечестно.
«Поэтому я воздерживаюсь от этого, зная, что я не осилю, не смогу отвечать на все запросы и ваши вопросы. Вот у меня такие терзания и рассуждения. Поэтому я не тороплюсь это делать. Но сайт президента же есть. Чего вы не пишете туда?» — поинтересовался Александр Лукашенко у участников встречи.
Однако новости про главу государства есть в Telegram-канале «Республика Беларусь» — в описании сказано: «Объективно и информировано о ситуации в Республике Беларусь. Против fake news». У канала 802 подписчика.
Менее формальный канал в Telegram — «Пул Первого» (в описании говорится, что здесь можно увидеть «то, что не покажут по телевизору. Хотя могли бы»). На него подписаны 28 657 человек.
Разумеется, у президента есть своя страница на «Википедии», где самая ранняя правка датирована 2004 годом.
Светлана и Сергей Тихановские
В процессе подготовки этого материала стало известно, что Светлана Тихановская заявила, будто ей поступают угрозы относительно дальнейшего продолжения участия в предвыборной гонке, и она «пока не решила, что делать».
Безусловно, самый популярный проект Сергея Тихановского, который принес ему популярность, — это блог «Страна для жизни». YouTube-канал был создан 11 марта 2019 года, и сейчас у него суммарно более 30 миллионов просмотров и 237 тысяч подписчиков (что не очень много для белорусских блогеров, так, у Влада Бумаги 19,6 миллиона подписчиков, у Макса Коржа — 907 тысяч, а у NEXTA — 416 тысяч).
У Сергея есть страничка во «ВКонтакте» (2295 друзей) и в Facebook (1787 подписчика) с одинаковым контентом — ссылки на канал, интервью, а также недавний пост в поддержку блогера Владимира Неронского, который находится в ИВС в Слуцке; последняя запись датирована 29 мая. Еще есть личная страница в «Одноклассниках», но, судя по ее виду, она давно заброшена.
А вот Instagram-аккаунт отличается большей активностью. Во-первых, там 54,7 тысячи подписчиков. А во-вторых, на этой платформе освещается ход сбора подписей за Светлану Тихановскую, которая после отказа ЦИК зарегистрировать Сергея подала документы на свое имя.
У Светланы есть Facebook — но чтобы получить доступ к большей части постов, нужно добавить ее в друзья. В принципе, личные аккаунты супругов не так важны, как профили проекта «Страна для жизни», где и публикуются все самые важные новости. Так, в одноименном Telegram-канале — более 52 тысяч подписчиков, в Facebook — 3114. И плюс к этому запущен сайт в поддержку Сергея.
Также есть общий Telegram-канал — 52 561 подписчик — и множество региональных каналов вроде «Жлобин для жизни» (более тысячи подписчиков), «Гомель для жизни» (около 500 подписчиков) или «Гродно для жизни» (почти 800 участников).
У Сергея Тихановского есть страница в «Википедии» — она была создана 22 мая 2020 года. У Светланы страницы нет.
Валерий Цепкало
У Валерия Цепкало есть сайт со словами «Манифест новой Беларуси» в шапке, где можно прочесть мысли претендента на пост президента, например, о том, как сделать белорусов хозяевами на своей земле.
Все профили, чаты и сообщества в поддержку Валерия Вильямовича собраны здесь (там же — карта пикетов и форма для волонтеров). Разве что отсутствует ссылка на TikTok (почти 2900 подписчиков), где публикуются отрывки из интервью или выступлений претендента.
— Валерий Цепкало (@ValeryTsepkalo) June 15, 2020
Узнать про ход кампании, найти ссылки на стрим или свежие интервью можно на страницах Валерия Цепкало в Facebook (чуть менее 1800 подписчиков), «ВКонтакте» (86 друзей), «Одноклассниках» (259 друзей), а также в Instagram (40,9 тысяч подписчиков, хотя профиль появился всего месяц назад) и Twitter (4545 читателей). На последней платформе Валерий Вильямович даже запустил что-то вроде пресс-конференции — каждый может задать в комментариях к посту вопрос, а Валерий Цепкало обещает ответить на семь из них, что наберут больше всего лайков до 17 июня.
Первое видео на YouTube-канале претендента появилось три недели назад — это был рассказ Валерия Цепкало о себе. Теперь там 18 роликов с ответами на вопросы, записи пресс-конференции и встреч с людьми — 11,4 тысячи подписчиков, более 308 тысяч просмотров.
И, конечно, есть каналы в Telegram (4242 участника, которые читают новости о ходе сбора подписей) и чат в Viber (1247 участников, которые могут переговариваться между собой).
Статья в «Википедии» была создана в 2010 году, когда Валерий Цепкало еще работал директором Парка высоких технологий.
Сергей Черечень
Пожалуй, самые неформальные соцсети — у Сергея Черечня. Например, в своем TikTok (2608 подписчиков) он разместил шутливое видео, где находил за диваном пачки долларов (отсылка к обыску дачи Сергея Тихановского), или же короткий ролик, где четыре девушки, с которыми Сергей Черечень пришел в ЦИК 20 мая, шагают под музыку из сериала «Бригада».
Официальная информация, программа, ссылки на интервью есть на сайте претендента, а также в Facebook (подписаны 880 человек), «ВКонтакте» (3223 подписчика), «Одноклассниках» (6933 участника).
Но, в целом, на его странице в Instagram (20,4 тысяч подписчиков) могут спокойно соседствовать отрывок из интервью и кадры с вечернего концерта на столичной Зыбицкой.
Telegram (439 подписчиков), скорее, служит агрегатором новостей — там есть как ссылки на интервью различным СМИ, так и публикации в TikTok и Instagram.
YouTube-канал появился месяц назад — там семь роликов, 299 подписчиков и более 71 тысячи просмотров. На этой платформе не проводятся прямые эфиры — здесь представлены записанные ролики с мыслями про общественно-политическую обстановку в стране или советами вроде «Как правильно собирать подписи».
Страница Сергея Черечня в «Википедии» пока не создана — есть лишь форма с заголовком.