И защита прав потребителей
Райисполкомом проведен мониторинг качества оказываемых услуг в сфере торговли. Об этом попросили рассказать главного специалиста отдела экономики райисполкома Олесю Малитикову.
– Олеся Алексеевна, какие вопросы поступили в ходе мониторинга?
– Например, о соблюдении санитарно-эпидемиологических мероприятий в магазине «Евроопт» по улице Советской, а также об открытии магазина в деревне Зуи. В ходе проведенного отделом экономики райисполкома и учреждением здравоохранения «Кричевский районный центр гигиены и эпидемиологии» мониторинга установлено, что магазином «Евроопт» соблюдаются все необходимые санитарно-эпидемиологические мероприятия, проводится дистанцирование в кассовых узлах расчета (нанесена разметка), обеспечено наличие дезинфицирующего раствора для обработки рук покупателей, работники магазина обеспечены средствами защиты органов дыхания.
Вопрос об открытии магазина в деревне Зуи прорабатывается. В настоящее время два раза в неделю в деревне работает автомагазин.
– По каким вопросам поступают обращения от жителей города?
– В целом, среди наиболее актуальных вопросов, с которыми жители города и района обращаются в райисполком в сфере торговли, – покупка товаров на презентациях, качество товаров, регулирование цен; в сфере услуг – некачественное их оказание.
– На что следует обратить внимание при покупке товара?
– При приобретении товаров необходимо внимательно знакомиться с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.). Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и предприниматели на рынках в том числе). Предъявить претензию по некачественному товару можно и без такого документа при наличии иных доказательств (например, сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, а также идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара. Качественный непродовольственный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит. Данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Обращаю внимание, что есть перечень качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату (утвержден постановлением № 778 Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года). Также не подлежат обмену и возврату качественные продовольственные товары. Если вы приобрели некачественный товар, то можете предъявить претензию по качеству товара продавцу, изготовителю,
поставщику. В этом случае вам необходимо написать заявление (желательно в 2-х экземплярах), на котором принявший его должен поставить дату принятия и расписаться. Либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию. Потребитель вправе предъявлять претензии к продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок составляет более двух лет – в течение гарантийного срока; к изготовителю – в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет. Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока. А если он не установлен – в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) не ответил или не удовлетворил ваше требование, обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд. Также граждане по данным вопросам могут обратиться в отдел экономики райисполкома по телефону 26 618.