"Бумажные СМИ умирают, а сайты лишь продлевает их агонию"
27.05.2020 18:19
—
Разное
Опубликованы результаты анонимного опроса редакторов районок
Представители региональных госизданий не видят четких бизнес-моделей применительно к своим медиа, а также жалуются на дефицит профессиональных кадров и материальных ресурсов. Такие результаты анонимного опроса представителей региональных государственных СМИ.
Доцент кафедры периодической печати и веб-журналистики журфака БГУ Александр Градюшко опубликовал на сайте mediana.by результаты анонимного анкетирования руководителей и сотрудников государственных региональных СМИ, проведенного 11 марта 2020 г. на семинаре «Цифровизация региональных СМИ от сайта до социальных сетей: проблемы и решения» в Минске. В анкетировании приняли участие 18 журналистов из таких изданий, как «Асiповiцкi край»,«Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Жыццё Палесся», «Івацэвіцкі веснік», «Лунінецкія навіны», «Маладзечанская газета», «Нарачанская зара»,«Новополоцк сегодня», «Раённы веснік» и др.
Участники опроса сообщили, что четких представлений о бизнес-модели в интернете у государственных региональных изданий пока не сложилось. Баннерная реклама как основной способ монетизации будет актуальна в ближайшие 2-3 г. для 94 % респондентов. 38 % будут делать ставку на контекстную рекламу. Столько же респондентов готовы развивать нативные проекты.
Выяснилось, что введение платного доступа к материалам сайта не планирует почти никто. В 66,6 % случаев ответ на соответствующий вопрос был отрицательным. Все остальные участники исследования пока не определились или же затруднились ответить.
Как известно, платный доступ к контенту является важным способом монетизации медиа за рубежом. В этой связи показателен тот факт, что в целом за 2019 г. общий разовый тираж региональной прессы Беларуси уменьшился по всем областям в среднем на 4,1 %, подписной тираж — на 3,7 %.
Вот ответы на открытый вопрос о неотложных изменениях в струтктуре редакции: «ввести дополнительного специалиста, который будет работать с социальными сетями», «создать видеоотдел, оборудовать отдельное помещение для интервью», «научить жур листов писать без советской манеры», «создать отдел для работы на сайте, чтобы в нем было 2-3 журналиста». Участники исследования выступают за расширение цифровых компетенций творческих работников и увеличение числа людей, которые бы занимались интернет-журналистикой.
Последний вопрос в анкете был сформулирован так: «перечислите наиболее актуальные проблемы региональной журналистики. Видите ли вы положительные тенденции в развитии местной прессы сегодня?». Получены, в частности, следующие ответы:
«ограниченные финансы, плохая техника, отсутствие SMM-специалистов и кадров в регионе, бумажные СМИ умирают, а сайт лишь продлевает их агонию», «мало аналитиков, сложно взять комментарий по проблеме», «дефицит кадров и их низкая подготовка», «в регионах (особенно маленьких) нет журналистов, а тем, что есть, не платят за материалы на сайте», «спад подписки (падает тираж)», «мало аналитиков, сложно взять комментарий по проблеме».
"В целом результаты исследования подтвердили ключевую тенденцию в современной журналистике, которая проявляется в усилении многофункциональности и многоплатформенности журналистского труда, его технологизации. Установлено, что в условиях снижения тиражей эффективная модель монетизации цифровых проектов пока что не создана. Исследование свидетельствует, что цифровизация стремительно трансформирует как само понятие местных СМИ, так и их функции и ценности для локального сообщества," — отмечает автор исследования Александр Градюшко.