«Новая хозяйка съехала и сдала квартиру… вместе с собакой». История о безответственности и Маргоше
Волонтеров, которые занимаются помощью животным, часто упрекают в излишней недоверчивости по отношению к людям. Их называют «зоошизой» за список требований к будущим хозяевам питомца, желание удостовериться лично, в каких условиях он будет жить, и контроль за тем, как складывается его судьба в новом доме. История волонтера Анастасии и ее подопечной, собаки Маргоши, доказывает: десятки вопросов, опасения и проверки могут быть более чем обоснованны. Люди, которые обещали позаботиться о собаке, называли ее членом семьи и выкладывали в Сеть совместные фото, бросили Маргошу, сдав квартиру жильцам вместе с собакой.
— Два года назад к моему дому прибился пес, — рассказывает Анастасия. — Худой и немного напуганный, но добрый, общительный, с ошейником. Решила забрать домой хотя бы на ночь, чтобы к тому времени, когда хозяева спохватятся, собака не попала под машину или в пункт усыпления животных.
Но выяснилось, что хозяина у собаки нет: местные уже не раз видели ее на улице — рядом были люди в состоянии алкогольного опьянения. На объявления никто не отозвался и стало ясно, что пса искать не будут.
Анастасия назвала собаку Маргошей и решила найти для нее новый дом:
— Я уже попадала в такие ситуации и была знакома с опытными волонтерами, которые помогли словом и делом. Любое животное — это ведь всегда затраты времени, денег, моральных сил. Но самое сложное — ответственность, которую ты на себя берешь, определяя дальнейшую судьбу животного. Выбрать «правильного» человека зачастую невероятно трудно.
Но в случае с Маргошей все, казалось, складывалось как нельзя лучше. Семья, у которой был опыт жизни с животными — своя взрослая овчарка, предложила помочь с временным домом для собаки.
— Было видно, что овчарка ухоженная и послушная, что ей занимаются. Для меня это было очень показательно, поэтому я передала собаку с легким сердцем, — вспоминает Анастасия. — И когда Маргоша так понравилась взрослой дочери хозяйки, что та решила забрать ее себе, была очень рада.
Анастасия признается, что молодость хозяйки ее немного смущала — всего 19 лет. Но девушка была самостоятельной, жила отдельно от родителей, училась и работала. А главное, долго взвешивала все за и против, брала собаку на испытательный срок — казалось, что решение обдуманное и взвешенное.
— Мы обсуждали возможные непредвиденные ситуации, ведь девушка молодая, мало ли что может в жизни поменяться, — делится Анастасия. — Она уверяла, что со всем справится, а чуть что на подхвате мама, которая тоже любит животных.
Новая хозяйка высылала фото- и видеоприветы для Анастасии, а в соцсетях и сейчас можно найти комментарии мамы девушки о том, как они рады принять нового друга в семью и как хорошо Маргоша вписалась в уклад их жизни.
Поэтому спустя два года сообщение о том, что собаку нужно забрать, стало для Анастасии шоком. Прошлые хозяева Маргоши сейчас не выходят на связь, но волонтер демонстрирует скриншоты переписки:
— Оказалось, что девушка переезжает к новому парню, а он против Маргоши. У мамы, которая обещала быть на подстраховке, изменились семейные и финансовые обстоятельства — собака была не нужна и ей тоже. Я ответила, что мне нужно время, не меньше месяца, чтобы найти для собаки хорошую передержку или новый дом.
Следующее сообщение, которое Анастасия получила через полтора месяца: «Собаку нужно забрать срочно. Скоро съедут жильцы, и за ней вообще некому будет смотреть». Дальше уточнение: Маргоши в доме быть не должно, потому что тогда «квартиру можно будет сдать новым жильцам за хорошую стоимость».
— Я была в ужасе, — делится Анастасия. — До меня не сразу дошло даже, о чем речь. Оказалось, что экс-хозяйка Маргоши уже давно съехала к парню, а мама сдала ее квартиру — правда, «по дешевке, т.к. с собакой дорого не сдашь».
О том, что она увидела, приехав за собакой, Анастасия не может вспоминать спокойно и сейчас:
— Я отдавала веселую, жизнерадостную, активную собаку. Меня встретил скелет, обтянутый кожей, который забился в угол грязной комнаты. Для меня очевидно: ее выводили гулять так редко, что она вообще отвыкла от выгула. И ее били, потому что при каждой попытке поднести к ней руку, она съеживалась и щурилась — ничего подобного не было даже в тот момент, когда я забирала ее с улицы! Собака была такой слабой, что еле спустилась по лестнице, у нее дрожали лапы. Шерсть клочьями, ребра торчат, а взгляд такой отсутствующий, что я сначала испугалась: возможно, что-то случилось — и у Маргоши появились проблемы со зрением.
Квартирантки, тоже молодые девочки, знакомые съехавшей хозяйки, объяснили, что на собаку они не подписывались, Маргошу на них «сбросили» и обещали, что ее скоро заберут. Сначала хозяйка приезжала с ней погулять, а потом перестала это делать. Квартирантки, с их слов, «иногда с ней гуляли и кормили». Как часто ей давали еду и выводили на улицу, сколько времени она провела одна в запертой комнате, кто и за что мог ее бить — вопросы открытые.
Ветеринарный осмотр показал, что серьезных заболеваний и повреждений у собаки нет — только истощение и сильный стресс.
— Маргоша долго была в состоянии какого-то оцепенения, шока, — делится Анастасия. — Я тоже. Для меня непонятным остается, как в принципе можно так относиться к живому существу? Откуда эта безответственность, жестокость и невероятной степени цинизм. Экс-хозяйки, кстати, не считают, что они в чем-то виноваты. Ну да, перестали справляться — так волонтеры обязаны были забрать собаку и разрулить эту проблему. Говорят, что с овчаркой, которая у них живет, они бы так не поступили. Получается, за два года Маргоша так и не стала для них своей.
Анастасия говорит, что главная травма, которую получила Маргоша, не физическая, а психологическая. Некоторое время ей нужно было провести в стационаре ветеринарной клиники: и она была так напугана, что отказывалась выходить из клетки с кем-либо, кроме Анастасии. Боялась каждого резкого движения, незнакомых людей, открытых пространств.
— При этом Маргоша по-прежнему очень добрая, открытая собака. Стоит ей только понять, что опасности нет, что никто не проявит агрессию, как она сразу готова с вами дружить, — говорит Анастасия. — Человеку, который захочет ее взять, нужно понимать: после всего пережитого этой собаке нужно очень много внимания и заботы. Она сообразительная девочка, но эта ситуация дала откат назад в ее воспитании: возможно, в новом доме ее придется заново приучать к выгулу и объяснять, как себя вести. При этом не повышая голос и не поднимая на нее руку — это в ее жизни уже было.
Сегодня «овчароподобная» Маргоша отъелась и снова похожа на здоровую, молодую и смешную собаку, которой ей и положено быть. Только глаза все еще грустные.
Если вы хотите изменить это обстоятельство, свяжитесь с ее куратором Анастасией по телефону +375 29 349 44 31.
Анастасия просит отметить, что собаку не отдадут на цепь или в будку. Ей нужна жизнь в квартире или в частном доме, а главное — любящий хозяин.