Василий ОРОБЕЙКО: «Мы хотим, чтобы о нашей деревне знали»

Источник материала:  
23.04.2020 09:35 — Разное
>

Учитель из Пелища с учениками воссоздает по крупицам историю своей малой родины

Василия Оробейко, учителя математики из аг.Пелище, знают в нашем районе как страстного краеведа, по крупицам воссоздающего историю своей малой родины. Особенно – военного периода. Особенно – одного дня, 21 июля 1944 года, когда у деревни разгорелся жесточайший бой за ее освобождение. Зная, как скрупулезно он работает с документами и базами данных, нелегко представить его в горах с рюкзаком за спиной и гитарой в руке или прокладывающим лыжню где-нибудь в заснеженных Карпатах. Но все это у Василия Васильевича тоже было.

Василий ОРОБЕЙКО: «Мы хотим, чтобы о нашей деревне знали»

Увлечение спортивным туризмом пришло к нему на первом курсе института. В Брестском педагогическом, куда Василий Оробейко поступил на «физмат», работал туристский клуб «Берестье», в тогдашнем БИСИ – «Цитадель». Эти два клуба, что называется, гремели на весь регион. Василий заглянул в «Берестье» из любопытства – и остался на все 5 лет учебы.

Это были яркие и насыщенные годы. Участники клуба исходили чуть ли не весь Советский союз: Кавказ, Карпаты, Карелию, естественно, Беларусь… А «на выходе» получили еще и удостоверения инструктора школьного туризма, которое давало право на законных основаниях вес­ти туристские кружки в школах. Оно очень даже пригодилось, когда Василий пришел по распределению работать в Каленковичскую базовую школу и с первого же года набрал детей в туристский кружок. Тогда еще родители не боялись отпускать детей в многодневные походы, а учителя, не обремененные таким количеством инструкций и согласований, не боялись их вести. Один из первых таких походов с детьми проходил по Беловежской пу­ще. Палаточный лагерь, как правило, разбивали на Сипурке. Это вообще было любимое место детей: здесь они готовились к соревнованиям, отрабатывали навыки спортивного ориентирования…

В 2000 году Василий Оробейко перешел работать в родную Пелищенскую школу. И, естественно, тут же организовал в ней кружок «Юный турист». Если намечался многодневный поход с его непременными атрибутами (палатки, костер и т. д.) от детей, желающих пойти, отбоя не было. И все-таки понемногу от темы спортивного туризма турист со стажем Василий Васильевич начал понемногу уходить. Объясняет это так: любой серьезный поход – это материальные затраты, на который не каждый из родителей готов. Даже в трудные 90-е была возможность большой группой выехать в Карпаты: три учителя-энтузиаста (Оробейко, Михаил Макоед из СШ №2 и Сергей Сидорук из Каменюкской СШ) собирали команду, заказывали автобус, брали снаряжение и уезжали на время каникул. Теперь такой возможности по ряду причин нет.

Но даже не это главное, признается Василий Васильевич. Как-то раз, копаясь в интернете, он набрел на сайт с подробными старыми картами. Среди прочего там была и карта окрестностей Каменца 1931 года, на которой была детально, вплоть до каждого дома, прорисована деревня Пелище. «Это было откровением, – признается Василий. Я, конечно, знал, что наша деревня появилась не вчера, но осознание того, насколько она старая, пришло именно в тот момент. Тогда и захотелось узнать о ней больше, копнуть ее историю». Когда дети вернулись с летних каникул, учитель собрал своих туристов и объявил: если хотите заниматься в кружке «Юный краевед», добро пожаловать. И объяснил, чем они будут заниматься. Идея детям понравилась. Так на смену туристским походам пришли исследовательские экспедиции.

По следам старой карты

…Мы идем с Василием Оробейко по дорожкам Пелищенского парка. Он старый, заложен был около 150 лет назад, и порядком одичал, но следы былого величия по-прежнему видны. Лучше Василия о нем вам не расскажет никто. Он и его юные краеведы расспросили местных старожилов, которые что-то слышали от своих родителей и бабушек-дедушек, – так и вырисовалась более-менее цельная картина. Получилось, что в XIX веке парк в Пелище заложила помещица Александра Лыщинская и создала в нем целую водную систему, прокопав от родника обводной канал с прудом. К сожалению, сейчас уровень грунтовых вод упал (мелиорация!), родник захирел, и вся водная система пришла в упадок. Василий мечтает ее возродить и считает, что это возможно. Однажды они с детьми вычистили родник до песчаного дна – и тот запел с новой силой. За 5 часов два бетонных кольца колодца заполнились водой до верха. «Родник живой, его просто почис­тить надо правильно и направить куда надо. Тогда система должна восстановиться», – считает учитель.

В парке от знает чуть ли не каждый уголок. Показывает: вот старый вяз с толстыми шрамами на мощном стволе. Это следы молний, которые били в этот вяз не единожды, – может, потому, что он самый высокий. Вот остатки фундамента барака, который построил для своих работников следующий владелец имения Станислав Гутовский, развернувший тут бурную хозяйственную деятельность по выращиванию сельхозпродукции. Вот этот пруд был выкопан уже при колхозе для разведения рыбы, а там были колхозные огороды, где выращивались овощи для столовой. Сейчас все пришло в запустение, но Василий Васильевич не теряет надежды вернуть парк к жизни. И местный сельсовет его в этом поддерживает. Пару раз совместными усилиями они уже организовывали субботники: вывозили скопившийся мусор, вырубали поросль. Но работы там еще – непочатый край…

Так вот, вместе со своими кружковцами Василий Васильевич разработал несколько велосипедных маршрутов по Пелищу и окрестностям. Это «Путешествие по старой карте», за основу которой взята та самая старая карта 1931 года. Затем «Пелище – мгновения истории» – по историческим объектам деревни, в числе которых и этот старинный парк. И «Топонимика деревни Пелище», из которой можно узнать, откуда такие названия у того или иного урочища, ле­са и т. д. Ребята готовы провести по этим маршрутам всех желающих. «Мы заинтересованы в том, чтобы о нашей деревне знало как можно больше людей», – говорит учитель.

Пали смертью храбрых…

Однако помимо истории Пелища есть у кружка и другой интерес: события военных лет и бой, который развернулся при освобождении деревни. И основная цель работы – восстановление имен воинов, погибших в том бою. Казалось, за столько прошедших лет уже все найдено, все архивы изучены… Ну что тут еще можно сказать нового? Но чем больше погружаешься в эту среду, тем больше вопросов появляется…

Василий вспоминает: со школьной скамьи он был уверен, что в том бою погибли девять танкистов. Их останки были подняты из земли в 1972 году и позже перезахоронены там, где покоятся сейчас, – в центре деревни, на перекрестке дорог, где установлен танк. Об этих девяти воинах им не раз говорили в школе. И вдруг в 2012 году школа, в которой теме той страшной войны всегда уделялось особое внимание, получила письмо из Москвы. Автор писал: он точно знает, что его дед Загородний Федор Васильевич погиб, освобождая Пелище, но на братской могиле его фамилии нет. Вопрос: почему? Списались с человеком. Он дал ссылку на базу данных «Мемориал». И когда Оробейко со своими кружковцами стал работать по этой базе, нашлись порядка 140 фамилий воинов, которые погибли, освобождая деревню. Не 9, как он считал раньше, а 140!

Вот с этого и началась большая работа. Дети на занятиях кружка буква за буквой расшифровывали документы, чтобы перевести их в «цифру». Занятие рутинное, увлекательным его не назовешь. Пока однажды одна из девочек, отор­вавшись от экрана, не спросила потрясенно: подождите, им что, 19 лет было, когда они погибли? Вот с этого момента, считает учитель, и произошел тот самый перелом в отношении детей к этой работе, без сомнения, оставивший след в их сердцах…

Позже выяснилось: порядка 80 человек, значившихся в базе дынных погибших, были перезахоронены в братской могиле в Каменце. Где покоятся останки еще 30 воинов, не знает никто. По некоторым данным, после боя на поле у деревни погибших похоронили в двух могилах. Одну нашли. Место второй так и осталось не найденным. Тогда и родилась идея увековечить память о людях, что погибли в том бою и чье место захоронения не найдено. Руководст­во Пелищенского сельсовета обратилось к тогдашнему главе района Андрею Писарику, и тот идею поддержал. Так на памятнике возле танка появились мемориальные плиты с новыми именами и надписью: они погибли при освобождении д.Пелище. На этих плитах значится и имя Загороднего Федора Васильевича…

И новые данные всплывают до сих пор. Некоторые люди, которых считали погибшими, на самом деле выжили. Так получилось с Утямышевым Хашымом Абдулловичем, который по архивным документам значился как погибший в бою у Пелища. Когда кружковцы написали в мэрию его родной Казани с просьбой помочь найти родственников, те посоветовали обратиться к его сыну… 1956 года рождения. Как же так, если человек погиб в 1944?! Написали – предполагаемый сын не отозвался. Тогда дети предложили разослать сообщения всем Утямышевым из Казани, зарегистрированным вКонтакте. Таких нашлось семь человек. И двое из них откликнулись, подтвердив, что Утямышев Хашым Абдуллович – их дед. Оказывается, во время того боя он попал в плен, и только в 46-м вернулся домой…

Таких ошибок обнаруживается немало: то человек, значившийся в списке погибших, в действительности не погиб, то фамилия его была записана неправильно.

«Чем больше копаешься в архивах, тем больше всплывает данных, которые могут все поменять, – признается Василий Васильевич. – Возможно, до последнего солдата, до последней истины мы не докопаемся никогда».

Но он честно пытается это сделать.

Елена ТРИБУЛЕВА

Фото автора и из архива героя публикации.

←Беларусь продала свой банк одному из богатейших бизнесменов России

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика