Бывший наркоман: «Собирал деньги на похороны живого отца…»
Очень хочется помочь пьющим и наркоманам. Серьезно говорю, без сарказма. Ведь часто люди, находящиеся в тяжелой зависимости, настолько опротивели окружающим (даже самым близким), что их и за людей-то перестали считать. Отребья, отбросы общества – говорят про них… А если не говорят, то думают так.
Но ведь это же человек! И как бы он себя ни вел, в нем есть что-то хорошее, просто оно спряталось под плохим, заглушилось. И таких людей надо вытаскивать, помогать им, а не втаптывать в грязь еще глубже.
…Недавно познакомилась с парнем, Максимом*, он провел в колонии строгого режима 16 лет за предумышленное убийство, 10 из них находился в камерной системе. А в общей сложности в неволе – почти 20 лет. Причиной убийства Максим называет отступление: то есть он с товарищем делал общее дело, полагался на него, а друг его в какой-то момент предал. Максим, как сам признается, в то роковое мгновение был и прокурором, и судьей, и исполнителем приговора для своего напарника. Обвинил, осудил, убил.
А ко всей этой страшной ситуации Максима привела тяжелейшая героиновая зависимость. С наркотиков все и началось…
* * *
Родился Максим в среднестатистической советской семье, с детства посещал спортивную секцию, планировал поступать в вуз. После армии сразу влился в криминальную среду (на дворе стояла эпоха перемен), продолжал посещать спортивный зал. В тот период в стране объявили свободную продажу алкоголя, но парни выбрали наркотики: во-первых, это считалось престижным из-за того, что героин сложно было достать; во-вторых, он стоил кучу денег и негласно считался атрибутом красивой жизни – жизни, которую не всякий мог себе позволить.
И каждый раз, когда Максим делал себе инъекцию, он успокаивал совесть мыслью, что в любой момент сможет остановиться. Друзья, что не сидели на игле, пытались образумить парня, рассказывали о последствиях употребления наркотиков, но молодой человек полагался на собственную силу воли и никого не слушал.
Насколько сильно может пасть наркоман? Максим рассказал, как однажды его друг очень нуждался в очередной дозе, но денег, естественно, не было. И он прошелся по соседям в подъезде: собрал деньги на похороны… живого отца, который в этот момент был на работе. Наплел всем, что папа погиб в автокатастрофе. Несложно представить, какими глазами смотрели на мужчину, вернувшегося со смены, жильцы дома.
Путь Максима был таков: потеря авторитета в глазах группировки, потом – всех сбережений, продавалось все ценное – золото, автомобили (а их было несколько), бытовая техника… Максим воровал на наркотики и у друзей.
Когда парень понял, что не может нормально существовать без очередной дозы (а эта мысль пришла после первой ломки), было поздно. Наркотики, по словам моего собеседника, имеют одно коварное свойство – они входят в жизнь человека очень мягко. Обстоятельства в тот момент способствуют тому, чтобы попробовать – со всех сторон на тебя давят, все красиво обставлено…
Но наркотическая зависимость – это не та беззаботная жизнь, которую навязывают клубные тусовки и фильмы. Наркотики – это куча хронических болезней, маниакальный поиск дозы любыми средствами, деградация и полная потеря человеческого облика.
Моей заслуги в том, что я бросил колоться, нет – это Бог меня спас
Максим пробовал лечиться: прошел через различные диспансеры, медучреждения, изоляцию. Но даже в моменты, когда организм не требовал наркотики, мозг умолял уколоться. Тяжелейшая психическая зависимость возвращала Максима назад: обязательно находились друзья, которые угощали, и сценарий жизни конченого наркомана повторялся как под копирку.
Все закончилось внезапно. Отбывая срок, Максим однажды по приглашению товарища решил сходить в церковь.
– Вообще я их всех считал слабаками, но этого верующего назвать слабым у меня не поворачивался язык, так как он сидел за очень дерзкое преступление (вооруженное разбойное нападение – прим. авт.). Я пообещал ему однажды, чтобы отцепиться, что приду в церковь. А я такой человек – раз пообещал, надо сделать. По пути туда у меня два раза была мысль повернуть назад. На КПП офицер – помощник начальника колонии – тоже не хотел меня пропускать. И я даже обрадовался, повернул назад… Но он отпустил меня в церковь под свою ответственность.
Услышанное там произвело на меня такое впечатление, что, вернувшись в барак, я просто встал на колени перед Богом и расплакался. После этого я ни разу не кололся.
Я понял, что когда был наркоманом, то был трусом, потому что очень сильно зависел от чужого мнения, хотя пытался казаться дерзким и независимым
Сегодня Максим трудится в одном из реабилитационных центров Беларуси. Попал он туда вскоре после окончания срока отбывания наказания. Многие проблемы, которые встретили Макса на свободе, снова сломили его, но к наркотикам мужчина не вернулся. Вместо героина пришел алкоголь – много алкоголя! Проснулся однажды наш «герой» после запоя в каком-то подвале, не понимая, то ли ночь сейчас, то ли день. И первым было желание покончить с собой. Но вместо этого помолился и как-то совершенно неожиданно для себя набрал номер знакомого. Тот и предложил поехать на лечение в христианский реабилитационный центр.
Сейчас Максим помогает наркоманам и алкоголикам выбираться из той ямы, в которой находился сам. И советует всем никогда не пробовать наркотики:
– Если вам предлагают попробовать наркотики – твердо говорите «Нет». Лучше пять минут побыть посмешищем в глазах друзей… У меня один совет для такой ситуации – бегите! А если вы уже наркоман – просите помощи у Бога. Он любящий и милосердный и хочет спасти.
Анна СОВПЕЛЬ.
*Из этических соображений имя главного героя изменено