Беларус считает, что «Луч» украл его идею. Адвокат объяснил, правда ли завод виноват
Вчера, 20 февраля, с самого утра байнет бурно обсуждал скандал, участниками которого стали часовой завод «Луч» и минский магазин подарков «Зорка Венера». Владелец последнего – Василь Белько – опубликовал гневный пост, посвященный новой лимитированной коллекции часов «Мова» от «Луча» – со звездным небом на циферблате и строками из стихотворения Максима Богдановича «Зорка Венера» с обратной стороны. «Луч» выпустил эту серию 18 февраля.
По утверждению Белько, завод «позорно» украл концепцию, с которой к нему летом 2019-го пришла команда магазина «Зорка Венера». Осенью их совместная работа оборвалась, написал Белько, а спустя несколько месяцев «Луч» представил свою коллекцию, не указав других причастных к проекту, кроме себя. Бывший сотрудник «Луча»
Антон Родненков подтвердил, переговоры с «Зоркой Венерой» велись, но затем он уволился – а что было дальше, не знает. Нынешний арт-директор «Луча» Иван Кравченя (получил должность 1 октября 2019 года) заявил, что о переговорах ничего не слышал, а эксизы получал от дизайнеров. За все время с его прихода в должность «Зорка Венера» с ним не связывалась.«Если эти переговоры были и они состоялись в июле, а коллекция вышла в феврале, странно, что ребята о себе никак не напоминали, если они говорят, что это была их идея. Если у них есть заключенные договоры или документальные подтверждения, тогда я бы с этим согласился. А сейчас это выглядит так, будто они на популярной коллекции хотят срубить хайп», – сказал Кравченя в беседе с TUT.by.
Под постом Василя Белько развернулась настоящая кампания поддержки, и понять чувства «Зорки Венеры» несложно. Но на чьей стороне закон? На этот вопрос ответил адвокат Сергей Зикрацкий в новом посте в фейсбуке. Мы целиком цитируем юриста.
«О краже идей»
«В последнее время было несколько возмущенных историй разных предпринимателей о краже их бизнес-идей. Поэтому решил сделать небольшой ликбез: ответить на три простых вопроса, чтобы расставить все точки над «і».
Первое. Идея ведь защищена авторскими правами, верно?
Нет. Если у вас есть бизнес-идея, которой вы поделились со своим потенциальным партнером, знайте: авторским правом она не защищена. Когда вы принесли на встречу эскизы и показали презентацию, авторским правом будут защищаться только эскизы и сама презентация.
Если потенциальный партнер воплотит вашу идею в жизнь без вас, не используя эскизы и не распространяя вашу презентацию, – авторское право он не нарушил. В законе об авторском праве написано, что авторское право не распространяется на идеи.
Второе. Если идея не охраняется авторским правом, то что же это такое вообще?
Идея – это информация. И вы этой информацией делитесь со своим потенциальным партнером. Просто так. Бесплатно. Без ограничений.
С точки зрения морали, наверное, некрасиво использовать чужую идею без упоминания об авторе. Но мы же с вами про бизнес говорим, правильно? Тогда забудьте про мораль, думайте про закон.
Третье. Как сделать так, чтобы идею (на самом деле – информацию) не использовали без согласия?
Подписывайте соглашение о неразглашении. Если вы ограничите возможность использования информации, вы себя защищаете. И совсем не обязательно идти к юристам и платить бешеные деньги за составление документа. Элементарное соглашение о неразглашении информации, которое вы без труда найдете в интернете, и в котором будет прописано, что получившая сторона не вправе использовать полученную во время переговоров информацию до заключения договора с вами, – уже будет вас серьезно защищать.
Естественно, есть много нюансов: и как закрепить передаваемую информацию, и как доказать факт нарушения прав, и еще многое другое. Но это все детали. Возможно, для этого уже понадобится специалист. Но заключение соглашения о неразглашении – это уж совсем просто. Это как личная гигиена. Это то, что должно стать правилом в нашем мире – в мире, основная ценность которого все больше зависит от обладания информацией.
Вы же на станете вести бизнес с человеком, который не отвечает на вопросы о своей компании и назначает встречу в подворотне, верно? Так почему вы должны рассказывать о своей идее на переговорах до того, как ваш потенциальный партнер подписал соглашение о неразглашении?
Когда решите в следующий раз написать пост о том, что украли вашу бизнес-идею, не говорите, пожалуйста, что вас не предупреждали».