Сирота, не жившая в квартире биологической мамы, должна оплатить ее долг за коммуналку. Как так?
Эльвира Политыко лишь однажды в сознательном возрасте видела свою биологическую мать: в 2016 году на похоронах родного брата. С братом девушка тоже не общалась. Когда родителей лишили родительских прав, детей сначала отправили в приют, а потом определили в разные приемные семьи. Со временем жизнь у Эльвиры наладилась: она получила образование, вышла замуж, стала мамой. «И тут неожиданно узнаю, что у меня огромный долг за коммуналку в квартире, где никогда не проживала! Понимаете: никогда! Оказалось, что за мной закреплено жилье биологической матери, которая несколько лет не платит за коммунальные услуги. Этот долг повесили на меня, составили исполнительный лист и отключили мобильный телефон! Разве так можно поступать с людьми, как поступает наше государство?» — обратилась в редакцию TUT.BY Эльвира.
Мы разобрались, почему на молодую маму повесили долг за коммуналку в квартире, где она никогда не проживала. А также узнали, как решаются такие вопросы.
«Очень хочу выселиться из квартиры, но не могу без согласия матери»
— Знаете, — говорит Эльвира, — я в своей жизни и так настрадалась. А теперь еще должна страдать из-за какой-то квартиры с задолженностью, которую сделала не я, а моя биологическая мать. С удовольствием бы выселилась оттуда, но мать уже больше года там не живет, находится в розыске, а без ее подписи сделать этого нельзя. При этом Жодинский горисполком просит меня оказать содействие в розыске моей матери. Серьезно?! Я видела ее только один раз в жизни, абсолютно не поддерживаю связь с родными. Говорят, чтобы платила за квартиру с «детских» (пособие на детей), но я не собираюсь трогать эти деньги, мне нужно поднимать своих детей. Ходили с мужем к мэру города [Жодино], но песня одна и та же: ничего сделать нельзя, нужно платить в любом случае. При этом дали понять, что в поиске матери я тоже должна быть заинтересована. Хорошо, я позвонила всем, кому могла, узнала, где ее видели, сообщила в милицию. И что? Пришли ко мне домой в час ночи, расспросили и сказали, что мать не в розыске. Все. Опять замкнутый круг.
Эльвира родилась в Жодино, ей сейчас 21 год. В 2004 году ее родителей лишили родительских прав. Сначала девочка со старшим братом жила в приюте, но потом их разлучили и отправили в разные семьи. С 2006 по 2014 год Эльвира воспитывалась в приемной семье в Старых Дорогах, пока не поступила в Борисовский педагогический колледж. Там она проучилась с 2014-го по 2018 год, и все это время жила в общежитии, где была официально зарегистрирована.
После учебы Эльвира осталась жить в Борисове, вышла замуж, родила детей. О том, что за ней закреплена квартира биологической матери, она, говорит, узнала случайно.
— Мне вдруг отключили мобильный телефон. Это удивило, ведь задолженностей у меня не было. Позвонила оператору, а там и сказали, что я должник и в отношении меня есть исполнительная надпись. Когда увидела бумагу, была в шоке. Оказалось, все это время за мной была закреплена квартира матери, а та уже несколько лет не оплачивает коммуналку. Долг накопился в 4 тысячи рублей!
Биологическая мать Эльвиры Светлана проживала в двухкомнатной квартире на улице Гагарина в Жодино. Вместе с ней жил и ее старший сын, некогда отданный в приют. Именно он, по словам Эльвиры, оплачивал коммунальные услуги, поскольку мать участия в этом не принимала. Так они и жили, пока в 2016 году парень не был убит в этой же квартире. После этого, говорит Эльвира, никто за коммуналку не платил. Плюс к этим платежам начислялась и арендная плата: жилье не было приватизировано и перешло в разряд арендного.
В исполнительной надписи нотариуса, составленной в отношении Эльвиры и ее матери, говорится, что задолженность по оплате коммунальных услуг и за пользование жилым помещением, образовавшаяся в период с 26.09.2017 по 31.05.2018, будет взыскиваться с матери и дочери солидарно, проще говоря, пополам. Сумма долга — 3790 рублей (в октябре 2019 года): 1415 рублей основного и 2375 рублей пени. К декабрю 2019 года цифра выросла до 4497 рублей.
— Не понимаю, как вообще мне могли приписать долги, если в период, указанный в исполнительной надписи, я еще училась и проживала в общежитии в Борисове, — недоумевает Эльвира и добавляет, что за разъяснениями обращалась в Жодинский горисполком. — В горисполкоме нам с мужем сказали, что раз я прописана в этой квартире, то должна платить, даже если там не проживаю. Просила, чтобы меня выселили, но оказалось, что пока невозможно: на это нужно письменное согласие матери, которая уже год, как не проживает в этой квартире и неизвестно где находится. И получается замкнутый круг: платить мне нечем — у меня двое маленьких деток, выселиться не могу, долг накапливается, мать не могут найти…
«Придется заплатить, даже если выпишется»
В Жодинском горисполкоме согласились прокомментировать ситуацию Эльвиры Политыко.
— У Эльвиры Политыко всегда была и остается постоянная регистрация в Жодино, в квартире ее матери. Мать является нанимателем квартиры, она лишена родительских прав. За Эльвирой, оставшейся без попечения родителей (ставшей сиротой), право пользования этой квартирой было закреплено решением Жодинского горисполкома. То есть девушка имеет право владения и пользования этим помещением и может в любое время приехать и жить там. То, что Эльвира по каким-то своим этическим причинам не хочет этого делать, это уже другой вопрос, — рассказала Юлия Бычкова, заместитель начальника расчетно-информационного центра Жодинского УП «Объединение жилищно-коммунального хозяйства».
— Девушка объяснила, что с биологической матерью не поддерживает отношений, не проживала в этой квартире и не знала, что там закреплена.
— Не знать о регистрации невозможно: человек получает (меняет) паспорт, там всегда проставляется печать с регистрацией места жительства. Право владения и проживания в квартире по месту прописки у Эльвиры есть и сохраняется до тех пор, пока она не изменит место регистрации. Но, как она нам говорила, выписаться ей тоже пока некуда.
Один из вариантов, который бы устроил Эльвиру, — выселение. Девушка говорит, что сама просила об этом местные власти. Однако и это сделать непросто.
— Нанимателем жилого помещения является мать Эльвиры Светлана. Но с ней у нас большой вопрос: разыскиваем ее уже длительное время. Женщина около года там не проживает, и где она вообще, неизвестно. Просили ее найти и сотрудников ГОВД, и участкового, но пока безрезультатно. А выселить ее без уведомления о долге и суда не можем. А для суда как минимум нужно подписанное нанимателем уведомление. Кроме этого, до суда нанимателю дается месяц, чтобы погасить долг. И вот если долг не будет погашен, тогда мы вправе подать исковое заявление о выселении. Так вот загвоздка в том, что для подачи искового заявления нужно найти мать девушки.
— Допустим, мать нашлась и девушку выписали из квартиры. А что с долгом?
— Она обязана будет его погасить солидарно с матерью в любом случае, даже после выселения. Объясню: начисления за коммунальные услуги идут на всех зарегистрированных в квартире граждан. Эльвира же где-то проживает, пользуется жилищно-коммунальными услугами, но на нее там начисления не идут. Получается, что она ничего не платит. Поэтому, естественно, что там, где она зарегистрирована, и идут начисления как на члена или бывшего члена семьи нанимателя.
По словам специалиста, за квартиру не платят уже более трех лет. На сегодняшний день сумма основного долга достигла 1649 рублей, а пеня выросла до 3048 рублей — всего выходит 4697 рублей.
— Ежемесячно пеня накапливается, потому что они не платят основной долг. До совершеннолетия Эльвиры деньги за оплату коммунальных платежей, понятное дело, не взимались. А вот после 2016 года, когда ей исполнилось 18, были оформлены исполнительные надписи. Обычно мы их отправляем дважды в год. Какую конкретно сумму должна заплатить Эльвира Политыко, пока затрудняюсь ответить. Но хочу подчеркнуть, что с нее до настоящего момента никакие деньги не были взысканы и добровольно она пока ничего не платила.
Специалист отмечает, что пока Эльвира и Светлана живут в этой квартире, пусть и на бумаге, долг будет накапливаться. Здесь есть только два выхода: оплатить задолженность или выселиться (самим или принудительно), чтобы долг хотя бы не накапливался. Но даже после выселения долги не спишут, их надо будет оплатить.
— Есть случаи, когда списывается пеня, чтобы человек мог рассчитаться хотя бы с основным долгом. Такой вариант возможен?
— Есть такое постановление, но главное условие состоит в том, что человек должен погасить основной долг. А уже после этого наниматель имеет право написать заявление с просьбой списать пеню.
Как вариант Эльвира может сменить адрес регистрации, для чего согласия матери не требуется. Правда, долг все равно останется и придется или погасить его, или ждать три года, пока не истечет срок исковой давности.