Минским транспортникам пояснили, почему не стоит отказываться от оплаты проезда бесконтактными картами
«Минсктранс» выступает против внедрения системы оплаты проезда банковскими картами во всем наземном транспорте Минска. Перевозчик ссылается на то, что она не дает полные и достоверные данные о транзакциях. Компания, которая разрабатывала эту систему, как и банк, который ее обслуживает, возражают, мол, потеря данных может произойти только при неправильной эксплуатации.
Напомним, в конце 2019 года БПС-Сбербанк, который выступает банком-эквайером при оплате проезда бесконтактными картами, заявил, что в 2020 появится возможность оплачивать проезд таким образом может появиться во всем городском наземном транспорте, а не только в трамваях маршрута № 6. Однако «Минсктранс» негативно воспринял такую инициативу и уже 3 февраля в ведомстве сообщили, что они уведомили БПС-Сбербанк о расторжении с ними договора по эксплуатации этой системы в трамваях маршрута № 6. Точную дату, с которой система перестанет работать, в ведомстве не уточнили.
Основная причина недовольства «Минсктранса» — отложенный режим списывания платежей, при котором «отсутствует полнота и достоверность данных о транзакциях».
— За счет этого люфта времени есть потери данных, — отмечал заместитель главного инженера «Минсктранса» Михаил Слодинский. — Мы видим, что пассажир приложил карточку в 9.10, а данные к нам пришли в 10, в 11. Более того, в ноябре транзакции приходили за июнь. Есть проблемы и с тем, что контролер тоже не всегда видит, произошла ли оплата.
В банке с претензиями не согласны. Там заверяют, что исчезнуть из валидатора запись транзакций не может, потому что она «хранится в энергонезависимой памяти». Если память валидатора переполнится, он просто перестанет принимать карточки к оплате.
Людям новость о прекращении работы системы тоже не понравилась. Уже 3 февраля в интернете появилось сразу несколько петиций по следам транспортных новостей. В одном из обращений люди просят развить бесконтактную оплату в наземном транспорте, а не отключать ее (как в трамвае № 6).
В разборки вступили и разработчики системы — компания IBA Group. Она же разрабатывала систему оплаты бесконтактными картами для Минского метрополитена и поездов городских линий. Специалисты отмечают, что при правильной эксплуатации, никакие данные нигде потеряться не могут.
— Система оплаты в наземном транспорте разрабатывалась с учетом мировых практик и рекомендаций международных платежных систем, прошла ряд сертификаций. Такая же система оплаты исправно работает в минском метро и в поездах городских линий, никаких нареканий нет, — заверяют разработчики. — Если временно пропадет канал связи, система все равно накапливает информацию в энергонезависимой памяти и позже передает в процессинги. Для каждой транзакции предусмотрено уникальное маркирование и проверка подлинности. В результате стороны могут провести сверку итогов и разрешить спорные ситуации.
В компании считают, что нарекания «Минсктранс» в адрес предлагаемой системы необоснованные и носят больше гипотетический характер, чем практический.
— Международные платежные системы предъявляют жесткие требования к обработке транзакций, обеспечению целостности данных и защите информации держателей карт. Характеристики установленной системы подтверждается сертификатами соответствия требованиям платежных систем, — говорят специалисты.
Они отмечают, что такая система с аналогичным принципом работы действует в крупных городах других стран.
— Лондон — один из примеров «умного города», где для оплаты проезда в транспорте используют бесконтактные платежные средства: банковские карты, часы, смартфоны, браслеты с NFC. По разным данным, экономия составляет около 100 миллионов фунтов стерлингов в год, — рассказывают специалисты. — Оплата бесконтактной банковской картой удобна пассажирам и в Беларуси — это подтверждают онлайн-голосования, которые провели СМИ. В первую очередь оплата банковской картой подходит тем, кто ездит нерегулярно, ведь оплата происходит в момент получения услуги, а не заранее при пополнении проездного.
В Минске автоматизированная система оплаты и контроля проезда работает с 2014 года. Пассажиры прикладывают к валидаторам бесконтактные транспортные карты, которые часто пополняют банковскими картами в киосках или терминалах. В IBA Group говорят, что они создали систему такой, чтобы она удовлетворяла требованиям «Минсктранс» и прижилась у пассажиров за эти годы.
— Эффект внедрения такой оплаты признает и сам перевозчик: «Минсктранс» сократил расходы на штат кондукторов и изготовление билетов. Кроме того, удалось оптимизировать маршрутную сеть, упростить взаиморасчеты и сократить операционные расходы. Менять эту систему бессмысленно и дорого — лучше модернизировать, — говорят в компании. — Новая форма оплаты строится и развивается без противоречия текущей системе.
По словам разработчиков, запуск системы оплаты при помощи банковских карт — это первый этап проекта.
— Пассажиры начали использовать бесконтактные средства для оплаты разовой поездки по фиксированному тарифу. Затем появился механизм агрегирования, который оптимизировал затраты на авторизацию банковских транзакций. Каждая транзакция пассажира доступна в личном кабинете на сайте. Следующий логичный этап развития системы — использование бесконтактных банковских карт в качестве долгосрочных проездных билетов. В будущем перевозчик сможет создать так называемую систему виртуального проездного. К счетам пассажиров будут «привязаны» проездные документы и банковские карты, а поездки станут списываться в соответствии с действующей тарифной политикой. В результате пассажиры получат гибкий инструмент оплаты, а транспортные предприятия оптимизируют затраты на содержание сети пополнения транспортных карт.
Напомним, возможность заплатить бесконтактной картой на всех станциях метро Минска появилась в июне 2018 года, в трамвае № 6 — в мае 2019-го. С 12 июня 2019 года возможна оплата проезда банковскими бесконтактными карточками в поездах городских линий в пределах одной тарифной зоны на участках Минск — Беларусь, Минск — Михановичи, Минск — Городище.
3 февраля появилось сразу несколько петиций по следам транспортных новостей. В одном из обращений просят развить бесконтактную оплату в наземном транспорте, а не отключать ее (как в трамвае № 6).