Одним из позитивных эффектов от ввода Белорусской АЭС станет сокращение выброса парниковых газов — в соответствии с Парижским соглашением по климату. Об этом сообщила сегодня в пресс-центре БЕЛТА начальник главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Конончук.
В сентябре 2019 года Генеральный секретарь ООН провел Саммит по климату, на котором Беларусь заявила о намерении взять на себя безусловное обязательство к 2030 году сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 35% по сравнению с 1990 годом (тогда была задача — на 28%), причем за счет собственных ресурсов. «Это не амбициозная, а вполне реальная цифра, потому что те задачи, которые ставились по сокращению объемов выброса до 2030 года, уже сегодня практически выполнены. Благодаря государственным программам, плану по развитию зеленой экономики. И хотя появляются новые предприятия, выбросов больше не становится, — отметила Татьяна Конончук. — Большой эффект по сокращению выбросов на 35% даст работа
атомной электростанции. В рамках Парижского соглашения это будет хорошее дополнение к иным мерам».
Конечно, еще много нужно сделать по адаптации секторов экономики, в первую очередь сельского хозяйства, к требованиям времени и новым условиям климата, предусматривать уменьшение выбросов и пересмотр бизнес-практик предприятий. До конца 2022 года Беларусь планирует принять комплекс документов по адаптации разных отраслей народного хозяйства к изменениям климата. Решения будут построены на принципах зеленой экономики.
«Происходит усиление зеленых направлений. Сегодня 45% электроэнергии потребляет жилищный фонд. Поэтому модернизация, строительство энергоэффективных домов тоже дает большой эффект», — добавила Татьяна Конончук.
Реализация трех пилотных инициатив проекта ПРООН «Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» («Зеленые города») в 2016-2021 годы также позволит сократить выбросы СО2 — более чем на 90 тыс. т. За счет мобильного компонента (совершенствования городского транспорта и развития велодвижения) предполагается сокращение на 77,8 тыс. т, остальное — за счет энергоэффективных мероприятий.